Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танки Японии

Начало японской танковой промышленности

Японский танк Японию в 1935 году индустриальной державой всерьез никто не воспринимал, а ее успехи в области кораблестроения объясняли островным положением и помощью Великобритании. Необходимо отметить, что когда в Японии началось создание собственной танковой промышленности, она первым делом стала изучать зарубежный опыт и закупать танки, применявшиеся в годы Первой мировой войны. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А "Уиппет", французские "Рено" FT-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 года из танков "Уиппет" и "Рено".

В 1927-1930 гг. испытывались танки Англии "Виккерс" MkC, "Виккерс 6-тонный" и танкетка "Карден-Лойд" Mk.VI, французский легкий танк "Рено" NC-26. Закупленные во Франции танки "Рено" FT-18 ("Ко-гата") и NC-27 ("Оцу") оставались в строю вплоть до 1940 года - часть "Оцу" японцы даже оснастили дизельным двигателем. В 1927 году арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный танк весом 18 тонн "Чи-и" - "средний первый", имевший 57-мм орудие и два пулемета. В 1931 году тем же арсеналом был создан 18-тонный трехбашенный танк "91", имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, задняя пулеметная башня располагалась на нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия, однако скорость снаряда последнего была невысокой - около 300 м/с. За ним в 1934 году последовал трехбашенный "95", но в целом многобашенные танки остались на уровне опытных образцов, и лишь несколько построенных танков "91" в конце 30-х годов использовались в Китае.

японский танк

Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г.

Японские конструкторы обратили внимание и на сверхмощные танки для прорыва укрепленных районов. Однако, поскольку приоритетным у Японии был флот, дальше макетов дело не продвинулось. Тем не менее проект 1939 года предполагал трехбашенную машину весом 100 тонн с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. В главной башне предусматривались 105-мм пушка и 2 пулемета, а в каждой малой - по одной 37-мм. Высота танка должна была составить 4,2 м, длина - 10 м, ширина - 4,2 м, толщина брони 35-75 мм, экипаж - 11 человек. В другом варианте танка "О-и" - "большой первый", или "Тип 100", обе малые башни должны были располагаться спереди.

японский сверхтяжелый танк

Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.

Толщина брони предполагалась 200-мм, а вес - 200 тонн. Чтобы сдвинуть с места такую машину, планировалось оснастить ее сразу двумя двигателями BMW мощностью 550 л.с. каждый, а также поставить ее на широкие гусеницы. Но если в Советской России танки СМК и Т-100 при меньшем весе построить в это время все-таки удалось, то оба японских проекта так и не были реализованы.

Несколько лучше обстояло дело со средними танками, которые в Японии в начале 30-х гг. разрабатывались на базе закупленных в Англии танков "Виккерс Мk.С". Танк "89 Ко", или "И-го" ("первая модель"), стал первым танком японского производства и выпускался малой серией (всего изготовлено 230 танков этого типа) в 1931-1937 гг. С 1936 года на него стали устанавливать специальный дизельный двигатель, созданный в 1932 году. Интересно, что для входа и выхода в танк помимо единственного башенного люка служила большая входная дверь, располагавшаяся в переднем бронелисте корпуса под установкой лобового пулемета. Вооружение в башне (57-мм короткоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 350 м/с; и 6,5-мм пулемет) располагалось неудачно: пушка спереди, а пулемет сзади. Японцы одними из первых начали установку на свои танки курсовых пулеметов, но вот для башни предпочитали спаренной раздельную установку вооружения.

Танк Японии

Японский танк Type 89 Chi-Ro

Переломным годом в японском танкостроении стал 1933 год, когда Верховное командование приняло решение по широкомасштабной механизации армии и выдало соответствующие заказы промышленности. Закупив танкетку "Карден-Лойд", японцы сразу же отказались от ее безбашенного варианта и через два года создали малый танк образца 2592 в летосчислении по японскому календарю. Несмотря на слабость брони и вооружения, эта машина прослужила более 10 лет, что говорит о несомненной удаче японских проектировщиков. Именно на этих малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1932 году японским инженер-майором (заетм генерал-майором) Томио Хара, ставшим одним из наиболее известных японских танкостроителей.

Танкетка

Танкетка Type 94 TK

Японский малый танк "Тип 92"

Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески типа "Хара", сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, оказалась простой, грубоватой по устройству, но надежной и после этого применялась на всех японских танках 30-40-х гг. Достаточно было просто напросто увеличить количество труб с балансирами, чтобы получить целый ряд шасси для любых танков - как легких, так и тяжелых. Внутри корпуса элементы подвески отсутствовали, что позволяло увеличить его полезный объем. Для японских танков, которые были особенно тесными по сравнению с танками других стран, это имело большое значение.

«Те-Ке» — японский малый танк

"Те-Ке" - японский малый танк

До 1937 году японцы выпустили более тысячи таких "малых танков", танкеток и, пожалуй, добились с ними наилучших результатов. Тем не менее было решено, что такие машины невыгодны, после чего конструкторы переключились на создание уже более тяжелых легких и средних машин. В 1935 году появились самые известные и массовые легкие танки "Ха-го" ("третья модель"), а спустя два года - средние танки "Чи-ха", последние до конца Второй мировой войны были основными в японских вооруженных силах.

Японский танк

Японский средний танк "Чи-ха", 1938 г.

После начала войны с Китаем в 1937 году темпы строительства бронетехники резко увеличились, одновременно приступили к модернизации танков "Ха-го" и "Чи-ха". В середине 30-х гг. командование флота проявило интерес к танкам-амфибиям, что объяснялось успешными опытами с подобной техникой в Англии и СССР. Японцам она понадобилась для планируемых морских десантов в будущей войне. Были созданы прототипы плавающих танков, причем один из них - "И-го" оборудовали водометным движителем, однако дальше экспериментов дело не пошло.

Танк-амфибия

Танк-амфибия Type 2 Ka-Mi

Японское танкостроение отличает тщательное изучение иностранного опыта, длительное увлечение танкетками, неудачи в работе над тяжелыми машинами и переход на легкие и средние. С 1933 года японцы начали применять дизель-моторы с 6, 8 и 12 цилиндрами с общей размерностью цилиндров, далеко опередив в этом отношении другие страны. Столь же продуманной была и унифицированная подвеска, одинаковая для всех японских танков, чего больше не было ни в одной армии мира, однако самих танков японцы выпускали явно недостаточно. Так, с 1931 по 1939 гг. в Японии было произведено всего 2020 машин, спроектировано 16 образцов, из которых в производство было принято 7.

Японский средний танк Чи-Хе ("Чи-Хе" - "2601" - Тип 1)

Танковые войска Японии имели достаточно обученный младший командный состав, механиков-водителей, артиллеристов, радистов, подготовка которых занимала 2 года. Но офицеров набирали из числа общевойсковых, после чего их готовили всего 3-6 месяцев, и они даже в танке не расставались со своим офицерским мечом. Во многом связано это было с тем, что, несмотря на ряд очень важных технических решений, по которым японские конструкторы опередили Европу и США, танкостроение 30-40-х гг. так и не смогло выделиться в Японии в приоритетную отрасль военного производства, поскольку таковыми являлись судостроение и авиация. В боевых действиях против Китая в 1937 году Япония в Маньчжурии использовала всего 400 боевых машины.

К середине 1939 года было изготовлено 2020 танков, в войсках же их имелось 720. Для сравнения: Германия в сентябре 1939 года располагала 3195 танками, а к июню 1941 г. - 5639, в СССР к июню 1941 г. - около 22600. Развитие производства танков в Японии можно проследить по годам: 1939 г. - 462, 1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024, тогда как пик производства танков был достигнут в 1942 году, когда японская промышленность смогла выпустить 1191 танк и потом уже только сокращала их производство.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;
  • Ledwoch, J., Solarz, J. Czołgi japońskie 1938-1945;
  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. (Военные машины № 2-4);
  • Christopher Foss: Tanks: The 500.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк K1 (Тип 88)
Танк K1 (Тип 88)
Основной боевой танк К1 (Тип 88) Справочно. "Тип 88" может относиться к Тип 88 K1...
Зенитная самоходная установка "Вирбельвинд"
Зенитная самоходная установка
Зенитная самоходная установка "Wirbelwind" "Flakpanzer" IV "Wirbelwind" (ураган смерч). а так же другие ЗСУ (Flakpanzer IV) "Mobelwagen" (мебельный фургон) "Ostwind" (Восточный ветер)...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту