Начало японской танковой промышленности
Япония в 1935 году не считалась индустриальной державой, а успехи в области кораблестроения объяснялось островным положением и помощью Великобритании. Когда в Японии началось создание собственной танковой промышленности, она начала изучать зарубежный опыт и закупать танки периода Первой мировой войны. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А "Уиппет", французские "Рено" FT-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 года из танков "Уиппет" и "Рено".
В 1927-1930 гг. испытывались танки Англии "Виккерс" MkC, "Виккерс 6-тонный" и танкетка "Карден-Лойд" Mk.VI, французский легкий танк "Рено" NC-26. Закупленные во Франции танки "Рено" FT-18 ("Ко-гата") и NC-27 ("Оцу") оставались в строю до 1940 года - часть "Оцу" японцы даже оснастили дизельным двигателем. В 1927 году арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный танк весом 18 тонн "Чи-и" - "средний первый", имевший 57-мм орудие и два пулемета. В 1931 году тем же арсеналом был создан 18-тонный трехбашенный танк "91", имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, задняя пулеметная башня располагалась на нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия (со скоростью снаряда около 300 м/с). За ним в 1934 году последовал трехбашенный "95", но в целом многобашенные танки остались на уровне опытных образцов, а несколько построенных танков "91" в конце 30-х годов использовались в Китае.
Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г.
У Японии приоритетным был флот и, хотя японские конструкторы обратили внимание и на сверхмощные танки для прорыва укрепленных, дальше макетов дело не продвинулось. Так, проект 1939 года предполагал трехбашенную машину весом 100 тонн с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. В главной башне предусматривались 105-мм пушка и 2 пулемета, а в каждой малой - по одной 37-мм. Высота танка должна была составить 4,2 м, длина - 10 м, ширина - 4,2 м, толщина брони 35-75 мм, экипаж - 11 человек. В другом варианте танка "О-и" - "большой первый", или "Тип 100", обе малые башни должны были располагаться спереди.
Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.
Толщина брони предполагалась 200-мм, а вес - 200 тонн. Планировалось оснастить машину двумя двигателями BMW мощностью 550 л.с. каждый, а также поставить ее на широкие гусеницы. В Советской России танки СМК и Т-100 при меньшем весе построить в это время удалось, а вот оба японских проекта так и не были реализованы.
Средние танки в Японии разрабатывались в начале 30-х гг. на базе закупленных в Англии танков "Виккерс Мk.С". Танк "89 Ко", или "И-го" ("первая модель"), стал первым танком японского производства и выпускался малой серией (всего изготовлено 230 танков этого типа) в 1931-1937 гг. С 1936 года на него стали устанавливать специальный дизельный двигатель, созданный в 1932 году. Для входа и выхода в танк помимо единственного башенного люка служила большая входная дверь, располагавшаяся в переднем бронелисте корпуса под установкой лобового пулемета. Вооружение в башне (57-мм короткоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 350 м/с; и 6,5-мм пулемет) располагалось: пушка спереди, а пулемет сзади. Японцы одними из первых начали установку на свои танки курсовых пулеметов, но для башни предпочитали раздельную установку вооружения.
Японский танк Type 89 Chi-Ro
В 1933 году Верховное командование приняло решение по широкомасштабной механизации армии и выдало соответствующие заказы промышленности. Закупив танкетку "Карден-Лойд", японцы отказались от ее безбашенного варианта и через два года создали малый танк. Несмотря на слабость брони и вооружения, эта машина прослужила более 10 лет. Именно на этих малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1932 году японским инженер-майором (затем генерал-майором) Томио Хара, ставшим одним из наиболее известных японских танкостроителей.
Танкетка Type 94 TK
Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески типа "Хара", сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, оказалась простой, грубоватой по устройству, но надежной и после этого применялась на всех японских танках 30-40-х гг. Внутри корпуса элементы подвески отсутствовали, что позволяло увеличить его полезный объем.
"Те-Ке" - японский малый танк
До 1937 году японцы выпустили более тысячи таких "малых танков", танкеток. После чего конструкторы переключились на создание уже более тяжелых легких и средних машин. В 1935 году появились самые известные и массовые легкие танки "Ха-го" ("третья модель"), а спустя два года - средние танки "Чи-ха", последние до конца Второй мировой войны были основными в японских вооруженных силах.
Японский средний танк "Чи-ха", 1938 г.
После начала войны с Китаем в 1937 году темпы строительства бронетехники резко увеличились, одновременно приступили к модернизации танков "Ха-го" и "Чи-ха". В середине 30-х гг. командование флота проявило интерес к танкам-амфибиям. Были созданы прототипы плавающих танков, один из них - "И-го" оборудовали водометным движителем, но дальше экспериментов дело не пошло.
Танк-амфибия Type 2 Ka-Mi
Японское танкостроение отличает тщательное изучение иностранного опыта, длительная работа с танкетками, неудачи в работе над тяжелыми машинами и переход на легкие и средние. С 1933 года японцы начали применять дизель-моторы с 6, 8 и 12 цилиндрами с общей размерностью цилиндров, опередив в этом отношении другие страны. Столь же продуманной была и унифицированная подвеска, одинаковая для всех японских танков, чего больше не было ни в одной армии мира, однако самих танков японцы выпускали недостаточно. С 1931 по 1939 гг. в Японии было произведено 2020 машин, спроектировано 16 образцов, из которых в производство было принято 7.
Японский средний танк Чи-Хе ("Чи-Хе" - "2601" - Тип 1)
Танковые войска Японии имели достаточно обученный младший командный состав, механиков-водителей, артиллеристов, радистов, подготовка которых занимала 2 года. Офицеров набирали из числа общевойсковых, после чего их готовили всего 3-6 месяцев. Таким образом, несмотря на ряд очень важных технических решений, по которым японские конструкторы опередили Европу и США, танкостроение 30-40-х гг. так и не смогло выделиться в Японии в приоритетную отрасль военного производства, поскольку таковыми являлись судостроение и авиация. В боевых действиях против Китая в 1937 году Япония в Маньчжурии использовала всего 400 боевых машины.
К середине 1939 года было изготовлено 2020 танков, в войсках же их имелось 720. По годам: 1939 г. - 462, 1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024, в 1942 году - 1191 танк - это был пик производства, которое потом только сокращалось.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;
- Ledwoch, J., Solarz, J. Czołgi japońskie 1938-1945;
- П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. (Военные машины № 2-4);
- Christopher Foss: Tanks: The 500.