Итальянская бронетехника
"Железными гробами" назвали (когда американцы высадились в Сицилии) итальянские танки 30-х годов; и название прижилось. Все свои силы фашистская Италия сосредоточила на создании мощного Военно-морского флота, а на танки сил уже не хватило. Имея большой задел собственных конструкторских разработок и ряд оригинальных опытных машин, итальянцы в 1929 году закупили в Англии танк "Виккерс-6 тонн", который они построили по лицензии под маркой "Виккерс-Армстронг-Ансальдо-29" (24 единиц); и танкетку "Карден-Лойд Мk IV" - по ее образцу было выпущено 25 танкеток СV 29, а в 1933 году фирмы "Фиат" и "Ансальдо" создали ее улучшенный вариант CV3/33, и еще более усовершенствованный образец CV3/35. Конструкторы стремились создать "малый танк", пригодный для боевых действий в горах. Длина шасси танкеток была увеличена, ширину уменьшили, высоту также понизили для повышенной устойчивости.
Итальянская танкетка CV3/33, 1933 г
Итальянский вариант английской танкетки получил также более совершенную гусеницу, в результате чего во время испытаний в Альпах танкетки CV3/33 свободно преодолевали подъемы в 40-45 градусов, а спускались по склонам крутизной до 60 градусов. Основной тип танкетки вооружался спаркой из двух пулеметов с воздушным охлаждением, как и на танках "Фиат-3000А".
Танк Фиат 3000 (L5/30), модель 1930 г.
По заказу Бразилии была изготовлена танкетка, вооруженная 20-мм пушкой и с упрощенной ходовой частью на 4 опорных катках с резиновыми амортизаторами. Китаю был продан вариант с двумя пулеметами водяного охлаждения. Часть своих машин CV3/33 итальянцы оборудовали огнеметом, что превратило их в чисто огнеметные танки, другое вооружение на них не устанавливалось. Огнесмесь вначале находилась в баке позади рубки экипажа, а позднее - в большом бронированном баке-прицепе на колесах. Эти машины довольно успешно были применены в колониальной войне в Абиссинии (Эфиопии) в 1935 году, где их использовали вместе с танкетками, имевшими пулеметы.
Итальянская танкетка CV3/35, экспортный вариант
120 танкеток CV3/35 Италия в составе двух танковых батальонов отправила на помощь мятежникам Франко в Испанию, где им пришлось столкнуться с республиканскими танками Т-26 и БТ-5, отправленными в Испанию из Советского Союза. В 1937 году танкетки перестали производить, изготовлено было более 2500 единиц. Танкетки CV3/35 экспортировались в Австрию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Китай, а в итальянской армии их использовали вплоть до 1943 года, а в венгерской до 1942-го, когда оставшиеся в строю машины венгры передали вооруженным формированиям Хорватии для борьбы против партизан И. Броз Тито.
Танки "Фиат-3000В", прошедшие модернизацию в 1929-1930 гг. (улучшили подвеску и установили орудия калибра 37-мм), в Испанию не послали. Но эти танки участвовали во Второй мировой войне, на албанском фронте в 1940-1941 гг., потом в Югославии, а в 1943 году даже в Сицилии уже на положении стационарных огневых точек. Сражения в Испании показали, что подходящего танка для предстоящей войны у Италии нет. Поэтому вместо танкетки CV3/35 было решено выпускать машину с вооружением в башне - такой танк L6/40 был разработан в Италии в 1939 году, а на следующий год запущен в серийное производство. Танк имел прогрессивную подвеску на торсионах и клепаный корпус на каркасе из уголков.
Итальянский легкий танк "Фиат L 6/40".
Этот танк должен был стать аналогом немецкого танка-разведчика Pz-II и использоваться в кавалерии и разведывательных подразделениях. Танк имел броню от 6 до 30 мм и вооружался 20-мм автоматической пушкой и 8-мм пулеметом. Всего в 1940-1942 гг. было произведено 267 танков. Огнеметный вариант был несколько тяжелее и в качестве основного вооружения получил огнемет в башне, спаренный с пулеметом. Запас огнесмеси достигал 200 литров, но дальность огнеметания оставалась такой же, как и на огнеметных танкетках.
Самоходная установка "Земовенте" DA 47/32 (Semovente da 47/32 L40)
Слабость вооружения этих машин заставила итальянцев превратить некоторую их часть в самоходные установки "Земовенте" DA 47/32 (Scafo L40), вооруженных 47-мм орудием с длиной ствола в 32 калибра в открытой сверху рубке в передней части корпуса. Сверху она закрывалась брезентом, на командирских машинах за счет размещения радиостанции сокращался боезапас, а некоторые были вооружены всего лишь одним пулеметом. Итальянцы подумали и о снабжении своих САУ боеприпасами. Для этого на то же шасси были сделаны безбашенные машины-транспортеры, которые могли следовать за САУ и имели по бортам специальные контейнеры для снарядов, а для самообороны - пулемет.