Разрабатывался новый танк, способный на равных сражаться с советскими Т-26 и БТ. Прототип машины, получившей обозначение М11/39, изготовили в 1937 году. 37-мм пушку разместили не в башне, а в корпусе справа от водителя. В небольшой по размерам башне на корпусе установили традиционную спарку пулеметов "Бреда", танкового пулемета с большим магазином и высоким темпом огня у итальянцев не было. Подвеску на танк решили позаимствовать с чешского танка LT-35, она показалась удачной и все свои последующие танки и САУ они разрабатывали на ее основе.
Итальянский средний танк М 11/39
В Испанию этот танк не попал, но 70 из 100 изготовленных машин были отправлены воевать в Африку, где большая часть их погибла в боях или же была захвачена в качестве трофеев англичанами. В отличие от немцев, которые на своих танках использовали двигатели, работавшие на бензине, итальянцы на свой танк поставили дизель. Но идея в данной конкретной обстановке особых выгод не принесла - скорее наоборот, т.к. когда эти машины оказались на африканском театре военных действий, дизельные танки только увеличили проблемы со снабжением.
Фиат 611 (Autoblinda AB-611)
В литературе порой можно прочитать о том, что итальянские конструкторы поставили пушку в корпусе только из-за того, что им не по силам оказалось сконструировать погон под башню с 37-мм орудием. Но в это же время в Италии был принят на вооружение тяжелый бронеавтомобиль "Фиат-Ансальдо 611", вооружение которого состояло все из того же 37-мм орудия "Виккерс-Терни" (что и на танке "Фиат-3000В"), которое и устанавливалось в башне.
Прототип Саrrо Сеlerе Sahariano
Оригинальной конструкцией должен был стать и специальный итальянский "пустынный" танк С-43 (Р431) - Саrrо Сеlerе Sahariano, который должен был иметь шасси типа Кристи. Внешне эта машина походила на английский танк "Крусейдер", но она так и осталась на уровне опытного образца. Первый относительно современный танк появился у итальянцев, когда Вторая мировая война уже началась. Это был танк М13/40, выпущенный в 1940 году и вооруженный 47-мм орудием в башне. Корпус и башня на этом танке были клепаными.
Итальянские средние танки М 13/40.
Башня стала двухместной: командир-наводчик - справа и заряжающий - слева, для которых на башне имелся один общий двухстворчатый люк. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия и бортовые редукторы - спереди, подвеска - аналогичная М11/39. Выпуск нового танка составлял от 60 до 70 в месяц. Всего было выпущено 799 машин. Танк широко использовался во время боев в Северной Африке. Он был лучше своего предшественника, но точно также был уязвимым для противотанкового оружия англичан. Несколько машин англичане захватили и передали в австралийские части, использовавшие их в 3 эскадронах. На бортах и башнях трофейных танков австралийцы в качестве опознавательного знака изображали больших белых кенгуру.
Командирская машина М40 отличалась от линейных танков тем, что на ней отсутствовала башня. Следующий образец М14/41 оснащался более мощным двигателем и воздухоочистителями, приспособленными для работы в пустыне. Было изготовлено 1100 машин, которые использовались в боях не только в Африке, но и в итальянских частях, воевавших против СССР.
Итальянский средний танк М 14/41 133-й танковой дивизии "Литторио". Египет, осень 1942 г.
В это же время в Италии создали бронеавтомобиль для разведки "Фиат АВ40/ 41", на который устанавливалась башня с танка 16/40, вооруженная 20-мм автоматической пушкой. Машина имела четырехосное шасси, при этом запасные колеса в нишах по обеим сторонам корпуса, как и на советских бронеавтомобилях БА-6, могли поворачиваться при наезде на препятствия, чем достигалась повышенная проходимость. Постов управления было два - спереди и сзади, благодаря чему машина могла идти задним ходом, не разворачиваясь, причем задний пост управления дополнительно вооружался пулеметом. Всего было выпущено около 500 машин АВ40/41, которые воевали на разных фронтах. Было очевидно, что 20-мм пушка даже для такой машины уже не может считаться серьезным оружием, поэтому разработали новый образец АВ-43, вооруженный уже 47-мм орудием в башне, но союзники высадились в Сицилии и итальянцам стало не до новой техники, а американцы, столкнувшиеся с их танками, и назвали их "железные гробы".
Итальянский разведывательный бронеавтомобиль Фиат АВ 40/41, Северная Африка, 1941 г.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Carro Veloce C.V.35 (L3/35) [Orlik 083];
- George Forty, The complete guide to tanks and armoured fighting vehicles;
- П. Макарти, М. Сайрон. Бронетанковые войска III Рейха;
- Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II;
- Pignato, Nicola. Storia dei mezzi corazzati.