Авторизация

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Новости сайта pro-tank.ru

Информация

Загружается, подождите...
Автор: pro-tank.ru   
06.05.2010 04:06

Лучший танк. Часть 1.

Цикл статей.

Танки 22 июня 1941 года

Лучший танкСпустя 65 лет после окончания самой страшной войны в истории Человечества, не утихают споры и кривотолки по поводу многих событий тех лет, о боевых потерях той или иной стороны, о выигранных или наоборот - проигранных сражениях, о моральном духе вооющих солдат, о технике сражающихся стран.

И все же если взять техническую сторону вопроса: чьи же корабли, самолеты и, разумеется, танки в итоге оказались лучше? В данном изложении мы попытаемся, не претендуя на истину в последней инстанции, разобраться в этом вопросе. Если смотреть и сравнивать технику основных противников тех лет: СССР и Германии, отбросив с одной стороны - "квасной" патриотизм, но и в то же время - не восторгаться якобы мощной техникой врага, позволившей ему так быстро захватить огромные территории СССР, и не клеймя руководство СССР в недальновидности и порой глупости, что якобы к войне Советский Союз был не готов.

Готов ли был СССР к войне с Германией?

Гитлер возлагал на танки большие надежды во Второй Мировой Войне, как на мощное, современное оружие блицкрига, основную ударную силу своих войск, в операции "Барбаросса", призванной в максимально короткий срок разгромить ударные части (в первую очередь танковые) Красной Армии, и тем самым вынудить СССР капитулировать. Авиация, конечно, тоже являлась ударной силой вермахта, но одни самолеты не могли сокрушить оборону частей РККА, да и территории они никоим образом не могли захватить и тем более удержать. Поэтому вермахт и готовился именно к молниеносной войне - к затяжной войне немцы были не готовы.

Идея Блицкрига

Как мы с вами знаем из истории, танковые части РККА понесли огромные потери в первые же дни войны. Так что же случилось? Получается "легендарный" Т-34 тем более КВ оказались не столь хороши, как мы все привыкли считать?
Или дело в чем-то другом?
В частях Красной Армии, как мы привыкли считать из советского прошлого, было очень много устаревших танков, а КВ и Т-34 практически не было. Давайте посмотрим на парк советской бронетехники той поры непредвзято.

Численность танкового парка СССР на начало Великой Отечественной войны составляла 23140 - по другим сведениям на пару тысяч меньше, но все равно достаточно для отражения любой внешней агрессии.

Да, львиную долю этих машин составляли "устаревшие", БТ-5/7 и Т-26 - хотя на фоне германского парка бронетехники начального периода войны они не смотрятся такими уж устаревшими и беспомощными.

Однако, в РККА было и достаточное количество:

  • Т-34 - 1225 танков и
  • КВ-1 - 636 танков
  • (плюс несколько сотен КВ-2, хотя некоторые источники считают - 636 единиц всех вместе КВ-1 и КВ-2),
  • к этому числу стоит добавить примерно 4300 бронеавтомобилей, значительную часть которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие легким танкам противника, которые собственно и составляли основу танковых войск вермахта.

Знаменитые танки "Тигр" и "Пантера" появились лишь в 1943 году.
"Тигры", правда, были применены в первый раз в конце 1942 года под Мгой в районе Ленинграда, но их было небольшое количество и дебют их был неудачным, они просто засели в болоте.

Вермахт, же насчитывал 3582 единиц бронетехники, в основном Pz-I, Pz-II, Pz-III (Pz-I - 410 штук, Pz-II - 746 штук) в Советской классификации Т-I, T-II, Т-III.
Танков Pz-IV (T-IV) было относительно немного, менее половины всех машин атаковавших границы СССР.

Сравнение ТТХ танков на 22 июня 1941 года

Танки СССР.

бронетехника войныТанк Т-34.
Вооружение 1х76,2-мм пушка,2х7,62-мм пулемета.Броня-лоб корпуса 45-мм,однако броня была расположена с рациональным углом наклона в 30 градусов,что фактически означало,что снаряду нужно было преодолеть не 45-мм брони, а 90-мм (!!!), лоб башни 45-мм.
Единственным недостатком "тридцатьчетверки" было наличие люка механика-водителя, в лобовой проекции, что снижало ее снарядостойкость, случалось снаряд не пробивая лобовую броню нашей боевой машины, срывал люк и поражал осколками экипаж, однако в него еще надо было попасть - танк ведь маневрировал на поле боя.
1225 машин.

Танки СССРТанк КВ-1.
Вооружение 1х76,2-мм пушка, 3х7,62-мм пулемета. Броня - лоб корпуса 75-мм, лоб башни 75-мм.
636 машин.

Танки войныТанк БТ-5.
Вооружение 1х45-мм пушка,2х7,62-мм пулемета. Броня-лоб корпуса на различных модификациях - 13-мм, лоб башни на различных модификациях от 13-мм, до 17-мм.
1668 машин - 1261 боеготовых, в четырех западных приграничных округах 630 исправных машин.

Советские танкиТанк БТ-7.
Вооружение 1х45-мм пушка, 2х7,62 пулемета. Броня - лоб корпуса на различных модификациях от 13-мм, до 22-мм, лоб башни 15-мм на всех модификациях.
С 1935 года по 1940 год выпущено 5328 танков этого типа всех модификаций (на 22 июня больше половины боеготовы).

Танки второй мировойТанк Т-26 с одной башней
(Двухбашенные танки Т-26 были вооружены только пулеметами, и не представляли для немецких танков никакой опасности).
Вооружение 1х45-мм пушка, 2х7,62 пулемета, иногда ставился зенитный пулемет 7,62-мм. Броня-лоб корпуса 15-мм-20-мм, лоб башни 15-мм-20-мм, практиковалась экранировка некоторых танков бронированными листами 30-мм.
10268 машин, в приграничных округах 4875, от 3000 до 3500 танков - боеготовых.

Танки вермахта.

Танки вермахтаНемецкий танк PzKpfw II.
Вооружение 1х20-мм пушка Kwk38 (Т-I были вооружены пулеметами, поэтому не могли представлять опасности для наших боевых машин), 1х7,92 пулемет. Броня-лоб корпуса 30-мм, лоб башни 30-мм.

Немецкие танкиНемецкий танк PzKpfw III.
Ausf.J - наиболее забронированная модификация. Вооружение 1х50-мм пушка,2х7,92-мм пулемета. Броня - лоб корпуса 50-мм,лоб башни 30-мм, маска пушки 50-мм.

Бронетехника вермахтаНемецкий танк PzKpfw IV Ausf.F1.
Вооружение 1х75-мм пушка, 2х7,92-мм пулемета. Броня-лоб корпуса 50-мм, лоб башни 50-мм (броня располагалась с таким наклоном, что советскому снаряду фактически требовалось преодолеть броню толщиной 51-мм).

Танк PzKpfw IV Ausf.F2 появился лишь в начале 1942 года, длина ствола его орудия KwK40 составляла с дульным тормозом 43 калибра, и была способна пробить броню 89-мм при угле встречи снаряда и брони 30 градусов.

Выводы

Как видно из сравнения - даже "устаревшие" БТ-5/7, могли дать бой немецким танкам, да и Т-26, могли действовать из засад и наносить контрудары по врагу, не говоря уже о "монстре" КВ-1, ставшего настоящим шоком для немцев, и танк Т-34, который несколько уступая КВ-1 в бронировании, намного превосходил его в маневренности! Идеальная машина для маневренной войны: ударил-ушел, тем более по вооружению эти танки были практически идентичны, только у Т-34 на один пулемет было меньше.

Однако, в начале войны части РККА в приграничных сражениях 1941 года потеряла практически все свои механизированные корпуса, правда многие из них были укомплектованы всего 50-100 машинами, и все же общие потери наших бронетанковых частей в период с 22 июня по 9 июля 1941 года составили 11712 танков!
Среднесуточные потери примерно 233 боевые машины.

А на 1 января 1942 года Красная Армия имела всего 1558 танков, в основном легких, но в вермахте было и того меньше - около 840 танков.

Вернемся в грозное лето 1941 года.
Противник, завоевал господство в воздухе, уничтожив значительную часть наших боевых самолетов на аэродромах, однако потери эти были не фатальны - тем более большинство летчиков осталось в живых, да и не было тогда таких средств, для "коврового" бомбометания, то есть, чтобы уничтожить танк противника надо было в него попасть, а это было нелегко, особенно если он маневрировал или был в засаде.

Впрочем, многие части РККА яростно сопротивлялись, хотя, конечно, были и массовые сдачи в плен и все же, обливаясь кровью, Красная Армия сражалась, а на отдельных участках фронта наносила чувствительные контрудары по врагу. Но общая картина начала войны была для нашей армии удручающа.

Так почему же легендарные "тридцатьчетверки" не проявили себя - одних их бы хватило (1225машин), чтобы как минимум сдержать врага?

Неразбериха первых часов войны, отсутствие топлива, снарядный "голод", хотя на складах они были - на тех, которые люфтваффе не успело разбомбить, а самое главное - боязнь принять на себя решения отдельных командиров, не дожидаясь приказов свыше, которых зачастую вообще не поступало - вот что повлекло катастрофу первых дней войны.
Еще можно отметить ненадежность главного фрикциона на первых танках Т-34, неудобную четырехступенчатую коробку передач, которую неопытные механики-водители часто просто жгли, некачественную оптику, отсутствие на могих танках радиостанции (от этой проблемы не избавились вплоть до 1943 года), что не позволяло действовать экипажам слажено.

СССР готовился к войне, но не для того, чтобы напасть первым, просто советское руководство не питало иллюзий по отношению к Гитлеру, правда ждали войны ближе к 1942 году, просто не успели обучить достаточное количество танковых экипажей, обновить танковый парк и избавить новые боевые машины от ряда "детских болезней".

Все произошло раньше чем предполагалось. Да, с этой точки зрения Советский Союз оказался к войне не совсем готов.
И все же отдельные Т-34 и КВ, наносили сокрушительные удары по врагу, но чаще экипажи бросали свои неповрежденные машины из-за отсутствия горючего и боеприпасов.

Итак, мы видим, что на 22 июня 1941 года танки Т-34 и КВ были хорошими машинами, особенно Т-34.
Однако, неопытность экипажей, встретившихся с отмобилизованной армией врага и ряд технических недоработок свел это преимущество на нет.

Советское руководство делало ставку на массовость производства машин, на их качество. Немецкое командование - на обучение экипажей. А встретившись с танками Т-34 и КВ, осознав превосходство советской бронетехники на тот момент - на качественное превосходство своих танков, что особенно проявилось летом 1943 года в ходе Курской битвы (но это уже другая история).

Продолжение следует.

 

Комментарии   

 
#1 Guest 06.05.2010 13:38
Составляющих в причине танкового разгрома 1941 года на мой взгляд несколько:
1. Подготовка к войне исходя из своих сроков, а не в зависимости от планов и возможностей противника. Можно долго спорить к чему готовились, но в любом случае можно утверждать, что нападение Германии все же было неожиданным.
Отсутствие плана действий на случай внезапного нападения, в результате все оборонительные сражения лета 1941 года - импровизация.
2. Организация. Танки всех типов собранные в мехкорпусах, чья структура не была еще опробована на практике. Многие мехкорпуса в стадии формирования без достаточного числа танков. Игра в цифирь в отношение потребного числа бронетехники. Недостаток мотострелковых частей для поддержки танков.
3. Неразвернутая служба тыла, а отсюда невозможность снабжения, эвакуации и ремонта танков. Недостаточное снабжение запчастями.
4. Потеря управления на всех уровнях вооруженных сил, в результате падение дисциплины, паника, неразбериха, танко- и десантобоязнь, невыполнение приказов, отдача заведомо преступных и невыполнимых приказов. Незнание сил и возможностей противника.
5. Тактическое превосходство противника, более высокая подготовка личного состава и командования. Потеря инициативы советской стороной.
6. Неспособность нивелировать тактическое и в отдельном случае техническое превосходство грамотным использованием своей техники, а так же использовать свои преимущества. Тут можно отметить критичность в бронировании германских танков 50 мм, которые стали непреодолимым препятствием для "сорокопяток": на всех дистанциях огня снаряд разрушался не добиваясь пробития брони. (Не здесь ли кроется секрет: почему Pz.IV в 1941 году оказался в разряде тяжелых танков?) Что достаточно поздно сказалось на тактике использования танков и ПТО.
Цитировать
 
 
#2 pro-tank.ru 09.05.2010 11:39
Согласен - нападение все-таки было неожиданным, все ли оборонительные сражения лета 1941 импровизация - можно спорить, ну-допустим (хотя были и встречные танковые сражения уже и летом 1941 года), по поводу комплектации мехкорпусов в статье-указано, по-поводу неразберихи и частичной потери управления тоже - но не суть...
Да, тактическое превосходство - согласен - хотя РККА армия тоже повоевавшая к тому времени была - вспомним ту же Финляндию.
Преимущества техники были не реализованы - тоже согласен, согласно устава танковым соединениям РККА предписывалось наступать, хотя действия из засад были бы куда эффективней.
А вот по поводу немецкой брони несовсем согласен - КВ-1 и Т-34-76 были, как известно, вооружены 76,2-мм пушкой, что позволяло достаточно эффективно бороться с германской бронетехникой периода лета 1941 года.
Цитировать
 
 
#3 Guest 10.05.2010 00:35
Цитирую pro-tank.ru:

А вот по поводу немецкой брони несовсем согласен - КВ-1 и Т-34-76 были, как известно, вооружены 76,2-мм пушкой, что позволяло достаточно эффективно бороться с германской бронетехникой периода лета 1941 года.

Оно понятно, что танковые трехдюймовки прекрасно себя показали, но основным в бронетанковых войсках было 45-мм орудие, а так как новые машины страдали еще детскими болезнями и в большинстве их потери были небоевыми - основная нагрузка ложилась на легкие машины и орудия ПТО и тут как раз сталкиваемся с проблемой снарядов.
Кстати, еще момент: в результате того, что немцы захватили инициативу, а поле боя преимущественно оставалось за ними - они могли возвращать в строй даже подбитые машины (пробитие брони - не гарантирует безвозвратное уничтожение танка), в то же самое время советские танкисты вынуждены были оставлять даже не подбитые, а вышедшие из строя, которые автоматически попадали в безвозвратные потери. Цепная реакция получается.
Цитировать
 
 
#4 Guest 26.06.2011 22:45
Мне кажется, достаточно было отвести армию на 100-200км от границы... и и не было бы никакой Великой Отечественной. Необъяснимое поведение Верховного. 5млн чел, кадрового состава в первый час войны потерять...Вышак ему ломится, господа, вышак. Вообще мрачная тема, никто не может объяснить, какого ляда , столько народа , тусило у границы? Столько техники и боеприпасов....
Цитировать
 
 
#5 Guest 19.08.2011 00:40
Алик,судя по лексике Вы еще молоды и не умеете,а скорее всего не хотите думать своей головой ,поэтому тупо повторяете чужое мнение! Цитирую,//Достаточно было отвести армию на 100-200 км от границы...и не было бы никакой Великой Отечественной...5млн человек кадрового состава в первый час войны потерять...какого ляда,столько народа,тусило у границы?// К Вашему сведению,по разным данным численность Красной Армии на 22.06.1941 составляла 4,8млн человек т.е 303 дивизии и 22 бригады из них 166 див и 9 бр. числом 2,9млн человек в западных приграничных военных округах.,,Википедия" Или 5,5млн всего,из них 2,7млн расположенных в западных приграничных военных округах. Дэвид Гланц,,Советское военное чудо 1941-43г.Возрождение Красной Армии" Кстати военный округ объединяет в себе несколько областей. Теперь о потерях в 5млн человек в первый час войны,известно ли Вам что при взрыве атомной бомбы над Хиросимой погибло от 90 до166 тысяч человек,значит чтобы уничтожить 5млн нужно 30! атомных бомб образца 1945г!!! Так что Ваше утверждение полный Бред! По поводу отвести войска на 100-200км,Вы что думаете они стояли прямо на линии границы вдоль всей её протяженности? Вот уж воистину ,незнание враг истины! Думать надо Сударь своей головой,Дууумать!!!
Цитировать
 
 
#6 Макс 07.03.2012 10:30
Цитирую Guest:
Мне кажется, достаточно было отвести армию на 100-200км от границы... и и не было бы никакой Великой Отечественной. Необъяснимое поведение Верховного. 5млн чел, кадрового состава в первый час войны потерять...Вышак ему ломится, господа, вышак. Вообще мрачная тема, никто не может объяснить, какого ляда , столько народа , тусило у границы? Столько техники и боеприпасов....


Да нападать они собирались, что тут не понятного, немцы делали тоже самое собрали у границы все войска. Только про них мы говорим, они это делали что бы напасть, а мы для обороны. Это не преступная халатность Сталина и не идиотизм наших стратегов, а подготовка к нападению на Германию!
Цитировать
 
 
#7 Bvz 14.04.2012 14:06
----
"Тигры", правда, были применены в первый раз в конце 1942 года под Мценском в районе Ленинграда, но их было небольшое количество и дебют их был неудачным, они просто засели в болоте
+++++
под Ленинградом Мценска нет, внимательней надо, видимо имелось ввиду МГА!?
Цитировать
 
 
#8 alex 15.04.2012 23:42
Цитирую Bvz:
----
"Тигры", правда, были применены в первый раз в конце 1942 года под Мценском в районе Ленинграда, но их было небольшое количество и дебют их был неудачным, они просто засели в болоте
+++++
под Ленинградом Мценска нет, внимательней надо, видимо имелось ввиду МГА!?
pro-tank.ru СОГЛАСНЫ С УВАЖАЕМЫМ ЧИТАТЕЛЕМ, ВПРЕДЬ БУДЕМ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ, СПАСИБО ЗА УКАЗАННЫЙ НЕДОЧЕТ.
Цитировать
 

НОВОСТНОЙ БЛОК


Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны
Вермахт
Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша
Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Блог сайта pro-tank.ru

Читайте в блоге pro-tank.ru

Американцы испытают БМП Швеции и Израиля
Соединенные Штаты планируют весной 2012 года провести сравнительные испытания шведской боевой машины пехоты CV-90 (Combat Vehicle 90, Стридсфордон 90, швед....
Новый российский бронеавтомобиль "Урал-63095" проходит испытания
Новый российский бронеавтомобиль "Урал-63095" стал одним из многих образцов автомобильной спецтехники, показанной 31 января 2012 года на закрытой выставке...

Новости

Новости партнеров

Новости СМИ2

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту