Основной боевой танк Рz61 (Panzer 61)
В 1958 году был создан первый опытный образец Рz58 с 83,8-мм пушкой. После доработки и перевооружения 105-мм пушкой танк в начале 1961 года был принят на вооружение под индексом Рz61 (Раnzеr 1961). Характерной особенностью машины являлись цельнолитые корпус и башня. Рz61 имеет классическую схему компоновки. В передней части корпуса находится отделение управления, механик-водитель располагается в нем по центру. В башне справа от пушки находятся места командира и наводчика, слева - заряжающего.
Командир и заряжающий имеют башенки с люками. Среди однотипных танков Рz61 имеет самый узкий корпус. Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой английской разработки L7А1, выпускаемой в Швейцарии по лицензии под обозначением Рz61 и имеющей скорострельность 9 выстр/мин. В боекомплект входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, бронебойно-фугасными, кумулятивными, кумулятивно-осколочными и дымовыми снарядами.
Слева от основной пушки первоначально устанавливалась спаренная автоматическая 20-мм пушка "Эрликон" Н35-880 с боекомплектом 240 выстрелов. Она предназначалась для обстрела легкобронированных целей на средних и малых дальностях. В дальнейшем заменена на 7,5-мм спаренный пулемет. Башня имеет электрогидравлический и ручной механизмы поворота, она может приводиться в движение командиром или наводчиком. Стабилизатор вооружения отсутствует.
Над люком заряжающего на турели установлен в качестве зенитного 7,5-мм пулемет МО-51 с боекомплектом 3200 патронов. СУО танка включает вычислитель углов упреждения и автоматический указатель горизонта. Наводчик имеет перископический прицел фирмы "Вилд". Командир пользуется оптическим дальномером. Кроме того, восемь перископических смотровых блоков установлены по периметру командирской башенки, шесть - башенки заряжающего, еще три у механика-водителя.
Бронирование цельнолитых корпуса и башни дифференцировано за счет толщин и углов наклона. Максимальная толщина брони корпуса составляет 60-мм, башни - 120-мм. Верхний лобовой лист имеет возвышение у места механика-водителя. В днище корпуса имеется аварийный люк. Дополнительной защитой бортов служат ящики с ЗИП на надгусеничных полках. Башня - литая, полусферической формы со слегка вогнутыми бортами. Для постановки дымовых завес на бортах башни крепятся два трехствольных 80,5-мм гранатомета.
|