Самоходное противотанковое орудие "Насхорн" - Насхорн. Продолжение
Содержание
Самоходное противотанковое орудие "Насхорн"
Насхорн. Продолжение
Боевое применение. ТТХ

Воздуховод ("Kuehllufifuehrung"): воздух для охлаждения двигателя поступает через заборное окно в левом борту корпуса и, минуя радиатор (охлаждения), расположенный наклонно с левой стороны двигателя, и собственно двигатель, выводится через отверстие в правом борту. Подача воздуха осуществлялась двумя вентиляторами, находившимися с правой стороны двигателя. Регулировка отверстия воздухопритока осуществлялась механиком-водителем САУ.

 

САУ

Инерционный стартер ("Schwung-kraftanlasser"), который монтировался слева от двигателя и был связан с валом посредством устройства ("Аndrehklaue"), установленного на задней стенке противопожарной перегородки. Инерционный стартер служил для пуска двигателя машины в аварийных ситуациях и приводился в действие мускульной силой экипажа посредством кикстартера, размешенного в боевом отделении.

Топливо (топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74) хранилось в двух баках суммарной емкостью 600 л. Баки были расположены под днищем боевого отделения, а их (баков) заливочные горловины выходили внутрь (боевого отделения) таким образом, что дозаправку можно было осуществлять даже под огнем противника. Также на днище корпуса имелись специальные сливные отверстия, "выводящие" разлитое в случае аварийных ситуаций топливо из корпуса самоходной установки. Подобные устройства закрывались при форсировании САУ водных преград вброд.

Насхорн

Нажмите на картинку для увеличения

Охлаждающее устройство водонагревателя модели "Fuchs" ("Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs") было установлено по левому борту корпуса.
Оригинальной являлась бронировка рубки и орудийного щита, толщина бронелистов которых в бортах и корме составляла лишь 10-мм, что давало экипажу САУ защиту только от обычных, но не бронебойных пуль и мелких осколков. Изначально все листы рубки планировалось делать толщиной 20-мм по бортам и в корме, а 50-мм в лобовой части - из стали марки "SM-Stahl". Однако в целях экономии массы закаленные бронелисты толщиной 30-мм использовались только в лобовой части корпуса.

САУ

В рубке самоходного орудия вместе с верхней частью лафета была смонтирована 88-мм артсистема "Раnzerjaegerkanone" 43/1 с длиной ствола в 71 калибр (88 см Рак43/1 - L/71). Она, была конструктивно идентична буксируемой 88-мм противотанковой пушке Рак43/41. Но форма орудийного шита выполнялась скругленной, чтобы обеспечить поворот артсистемы внутри рубки. Рекуператор (рекупикация-возвращение, обратное получение энергии, расходуемой при технологических процессах) был смонтирован над стволом орудия, а накатник - ниже орудийного ствола. По бокам пушки расположили контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения артсистемы в вертикальной плоскости составлял от -5 градусов до +20 градусов. Сектор наведения по горизонту определялся в 30 градусов по + 15 градусов в каждую сторону.
Также, уже в 1944-1945 годах на выше описываемые самоходные орудия устанавливались 88-мм стволы не от Рак43/41, а от противотанковой пушки Рак43 на крестообразном лафете производства фирмы "Весерхутте". Но подобных образцов было относительно немного - около 100.

Штатный боекомплект
(нажмите на изображение для увеличения)

Штатный боекомплект

Внешний вид и маркировка боеприпасов к 88-мм противотанковым пушкам Рак 43/1 и Рак 43:
1- c бронебойно-трассирующим снарядом Pz.Gr.Patr39/1; 2 - c бронебойно-трассирующим снарядом Pz.Gr.Patr.39/43;
3 - c осколочной гранатой Spr.Gr. Flak 41 (старого образца); 4 - c осколочной гранатой Spr.Gr.Patr.43;
5 - c кумулятивным снарядом Gr.39 HL; 6 - c кумулятивным снарядом Gr.39/43 HL.

Таким образом, в кратчайшие сроки с широким использованием серийных танковых агрегатов был создан истребитель танков, впервые (вместе с "Фердинандом") для германского танкостроения оснащенный длинноствольной 88-мм артсистемой - с длиной ствола в 71 калибр. Эта машина была способна с расстояния более 2,5 км поражать все средние и тяжелые советские и англо-американские танки, но из-за открытой и легкобронированной рубки она была достаточно уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные "тридцатьчетверки" и KB оставляли подобной конструкции мало шансов. Такое самоходное орудие являлось неким "эрзацем", способным успешно действовать лишь с сильно удаленных засадных позиций. А по настоящему эффективный истребитель танков, как выяснилось позднее, должен иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение подобной боевой машины. Последними двумя достоинствами это самоходное орудие не обладало.

САУ

Производственный план на следующий (4-й финансовый год) был утвержден 4 мая 1944 года. Согласно этому документу фирма "Алкетт" полностью освобождалась от работ по сборке самоходных орудий Sd.Kfz.164. Теперь головным подрядчиком по выпуску САУ этого типа становилась корпорация "Штальиндустри". Предприятиям этой фирмы предписывалось сдать 30 машин в апреле, 30 - в мае, и последние 40 - в июне 1944 года, всего - 100 единиц.

Данную программу подкорректировали 14 июня 1944 года: 14 САУ Sd.Kfz.l64 - в апреле, 24 - в мае, 5 - в июне, 30 - в июле, 30 - в августе и 29 - в сентябре, всего - 130.
Необходимо заметить, что параллельно с выпуском разворачивалась эпопея по переименованию этого самоходного орудия, превращения Sd.Kfz.164 из "Шершня" ("Хорниссе") в "Носорог" ("Насхорн").

САУ

Переименование САУ "Хорниссе" в "Насхорн"

Впервые идея о переименовании Sd.Kfz.l64 посетила Гитлера 29 ноября 1943 года. 1 февраля 1944 года новое название самоходки упоминается уже в документах главного командования вермахта (ОКВ), а 27 февраля - в приказах главного командования сухопутных войск (ОКХ).

Однако еще летом 1944 года в официальной переписке присутствует и старое название - "Шершень" ("Хорниссе") и только с сентября 1944 года новое обозначение - максимально конкретизированное - "Насхорн" (ранее "Хорниссе") было повсеместно внедрено в документооборот.

Мотивация подобного переименования до конца не совсем понятна. Возможно, в немецком языке "Носорог" звучит куда грознее, чем "Шершень"; возможно, что весь "подкласс" новых типов танков и САУ (танкоистребительные самоходки) педантичные немцы хотели идентифицировать только с млекопитающими (хотя и здесь есть исключения - танки-истребители Pz IV/70 так и остались без названия. Возможен и третий вариант: САУ "Хорниссе" должны были оснащаться 88-мм пушкой Рак43, но на практике это так до конца и не произошло. Но как бы то ни было, "реинкарнация" завершилась: к сентябрю 1944 года в вермахте появилась "новое - старое" самоходное орудие - Sd.Kfz.164 "Носорог/Насхорн".

САУ

Официальные наименования САУ Sd.Kfz.164

1. s. Sfl.auf Pz.Kpfw.lll/IV Fahrgestell, Hornisse mit 8,8 см Рак 43 (21 января 1943 года,"Hauptausschuss Panzerjaeger" IVb ("Hornisse").
2. 8,8 см "Panzerjaeger" IVb (26 января 1943 года, Gen. Sy.d.HOrd.Abt).
3. "Panzerjaeger Hornisse" (Sd.Kfz.164); 8,8 см "Panzerjaegerkanone "43/1 (L/71) (30 января 1943 года, K.St.N.1148b).
4. Panzerjaeger lll/IV "Hornisse" fuer 8,8 см Рак43/1 (Sd.Kfz.164) (6 августа 1943 года, ln.6).
5. 8,8 см Panzerjaeger 43/1 (Lf71) Hornisse (15 октября 1943 года, D 653/42).
6. "Panzerjaeger Hornisse" fuer 8,8 см Pak43/1 (Sf) (Sd.Kfz.164) (1 ноября 1943 года, K.St.N.1148b).
7. "Nashorn" - по предложению фюрера для fuer 8,8 см Pak auf Fgst.lll/IV (29 ноября 1943 года - Гитлер, 1 февраля 1944 года - ОКВ, 27 февраля - ОКХ).
8. Рак 43 (Sf) ("Hornisse") (1 марта 1944 года, D 9020/46).
9. Pz.Jaeg. "Hornisse" fuer 8,8 см Рак 43/1 (Sd.Kfz.164) (6 июля 1944 года, ln.6).
10. 8,8 см Рак 43/1 Sh. "Nashorn" (frueher "Hornisse") (сентябрь 1944 года, Gen.lnsp.d.Pz.Tr).
11. 8,8 см Рак43/1 (U71) auf Fgst.Pz.Kpfw.lll u. IV (Sf) ("Nashorn") (Sd.Kfz.164) (октябрь 1944 года, "Waffenamt").

 



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту