Члены расчета получали каски образца 1935 или 1942 года. Обычно каски перевозили на внешней стороне бортов. Сверху над боевым отделением можно было растягивать тент, защищавший от дождя и снега. Вместо тента над боевым отделением можно растягивать маскировочную сеть.
Гаубицы оснащались оптическим прицелом RblF36.
Радиостанция FuG Spr f и система бортовой связи Bord Spr.
Окраска и опознавательные знаки.
Стандартная окраска самоходных орудий - одноцветная окраска цветом "Whermacht Olive". Так окрашивались все машины, выпускавшиеся заводом "FAMO-Warschau". Иногда машины действовали на фронте в фабричной окраске, но чаще всего самоходки получали пятнистый камуфляж выполненный темно-зеленой краской или по трехцветной схеме.Так же окрашивались самоходки, построенные на базе трофейных танков. Однако встречались и отступления от правил. Прежде всего следует упомянуть о двухцветной окраске: темно-зеленый и серый ("Panzer Grau"). Такую схему применяли в 9-м артиллерийском полку СС 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen", отправленной на Восточный фронт в феврале 1944 года.
Аналогичным образом были окрашены машины 10,5 cm leFH 16 auf "Geschuetzwagen" Mk. VI(e) из 15-й батареи 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Однако применялся этот камуфляж не зимой 1944 года, а тремя годами раньше. Это тем более любопытно, что в то время стандартным была одноцветная окраска краской "Pazer Grau". Внутри боевое отделение окрашивали краской "Wehrmacht Olive", а стенки поста управления были выкрашены белой или кремовой краской.
Почти всегда самоходки несли на броне тактические номера. Точнее это были не номера, а буквы от А до D (четырехорудийная батарея) или от А до F (шестиорудийная батарея).
Поскольку немецкая промышленность не имела свободных производственных мощностей, заказ на постройку самоходок разместили на Вроцлавском заводе "FAMO", который к тому времени уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II. Затем выпуск самоходок организовали и на заводе "FAMO-Warschau" (или "FAMO-Ursus"), то есть на прежних "Panstwowych Zakladach Inzynerii" в Чеховицах (под Варшавой).
Завод в Чеховицах был реконструирован, там была организована линия по выпуску шасси танков PzKpfw II. С февраля 1943 по август 1944 года на заводах "FAMO-Ursus" было построено 682 самоходки и 158 подвозчиков боеприпасов. В августе 1944 года станочный парк завода эвакуировали и выпуск самоходок прекратился. Эвакуированные мощности завода "FAMO-Ursus" были перепрофилированы и больше выпуском самоходных орудий не занимались.
Первоначально заказ оговаривал строительство 1000 самоходок "Wespe". В конце 1943 года заказ сократили до 835 машин, включая в это число невооруженные подвозчики боеприпасов: "Munitions Sf auf Fgst" PzKpfw II.
Стоит заметить, что заводы "FAMO-Ursus" были одними из ведущих поставщиков самоходной артиллерии, поскольку кроме самоходных установок "Wespe' под Варшавой строили самоходные истребители танков "Marder".
27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II Sd.Kfz.124 собственное имя - "Wespe". Это название сохранилось за самоходной установкой до конца войны.
До нашего времени в коллекциях нескольких музеев сохранились образцы самоходок "Wespe". Во Франции экспонируются три машины. В "Memorial Museum" в Байо (Нормандия) хранится одна машина, нуждающаяся в реставрации. В коллекции профессора Э.Беккера есть одна самоходка без вооружения и недоукомплектованная. Лишь в танковом музее в Сомю экспонируется полностью отреставрированный экземпляр. В "BWB Wehrtechnische Studensammlung" (Кобленц, Германия) экспонируется экземпляр, предоставленный Абердинским полигоном (США).
Организация боевых частей.
Самоходные орудия "Wespe" составляли основное вооружение дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Артиллерийский полк танковой дивизии укомплектовывался согласно штатному расписанию и состоял из штабной батареи и трех дивизионов. Два дивизиона вооружались буксируемыми гаубицами, а третий дивизион оснащался самоходными орудиями.
Дивизион самоходной артиллерии формировался согласно штатному расписанию RStN 405 (t.G.). Дивизион состоял из штаба, штабной батареи и трех боевых батарей, укомплектованных согласно KStN 431(t.G.).
Две батареи оснащались самоходными орудиями "Wespe", а третья - самоходными орудиями "Hummel". При штабе батареи находилась одна машина корректировки огня (обычно "Panzerbeobacntungswagen" на базе PzKpfw III или PzKpfw II). Кроме того, командир батареи располагал вездеходом ("кюбельвагеном") и мотоциклом. Каждая батарея состояла из четырех взводов: штабного, снабжения и двух боевых.
Взвод снабжения располагал полугусеничным тягачом Sk.Kfz.3 (реже Sd.Kfz.7), одним "кюбельвагеном" и шестью грузовыми автомобилями. Штабной взвод располагал четырьмя "кюбельвагенами", двумя грузовиками (в том числе одной машиной связи Kfz.1 или Kfz.31) и одной грузовой машиной повышенной проходимости. Штабной взвод подразделялся на секцию связи и секцию артиллерийских измерений. Боевой взвод располагал бронетранспортером Sd.Kfz.251/6 или Sa.Kfz.250/4, обеспечивающим связь с командованием батареи и дивизиона, 2-3 "кюбельвагена" и 1-2 мотоцикла или "Kettenkrad" Kfz.2. Орудийный парк взвода составляли две секции самоходных орудий, состоявшие из трех "Wespe" и двух подвозчиков боеприпасов.
Боевое применение
Первые партии самоходных орудий "Wespe" попали в части вермахта и СС весной 1943 года. В бою орудия впервые использовались на Курской дуге. Главной задачей частей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения с противником эффективно бороться с танками.
В литературе практически нигде не говорится об истории артиллерийских частей танковых дивизий. Это связано с тем, что роль артиллерии в действиях танковых дивизий часто недооценивалась, кроме того, артиллерия всегда рассматривалась немецким командованием как вспомогательный род войск. Части самоходной артиллерии часто несли потери. Защищенные тонкой броней, имеющие высокий силуэт самоходные орудия представляли собой отличную цель для пушек и танков противника.
"Meldung ueber der Stab schweren Waffen der Panzerdividione West von" 10.12.1944 сообщает следующую информацию о численности орудий "Wespe":
Во 2-й танковой дивизии было только 5 машин, в 116-й танковой дивизии - 3 машины, в 11-й танковой дивизии - 7 машин, а в 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen" - 6 машин. Напомним, что штатное расписание предусматривало 12 самоходных орудий и 4 подвозчика боеприпасов. Таким образом, в действительности танковые дивизии имели едва ли половину от положенного числа самоходных орудий.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
11 т
|
Размеры:
|
длина |
4810 мм
|
ширина |
2280 мм
|
высота |
2300 мм
|
Экипаж |
5 человек
|
Вооружение |
1 х 105-мм гаубица 1 х 7,92-мм пулемет
|
Боекомплект |
32 снаряда 600 патронов
|
Бронирование:
|
лоб корпуса |
30 мм
|
лоб рубки |
20 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Майбах" типа HL66P
|
Максимальная мощность |
140 л.с
|
Максимальная скорость |
40 км/час
|
Запас хода |
|
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Михаил Барятинский "Танки Блицкрига Pz.I и Pz.II";
- С. Федосеев, М. Коломиец. Легкий танк Pz.Kpfw.II (Фронтовая иллюстрация № 3 - 2007);
- SdKfz 124 Wespe [Детали конструкции 4];
- Wespe [Wydawnictwo Militaria 233];
- №18 Wespe Leichte Feldhaubitze 18-2 (Sf) Geschuetzwagen II [Museum Ordnance Special №18];
- S. Hart & R. Hart: Deutsche Panzer im Zweiten Weltkrieg;
- Janusz Ledwoch: Niemieckie wozy bojowe 1933-1945.