Самоходная гаубица "Веспе"
Содержание
Самоходная гаубица "Веспе"
Веспе. Продолжение

Легкая самоходно-артиллерийская установка "Wespe"

"Leichte Feldhaubitze" 18/2 auf "Fahrgestell Panzerkampfwagen" II (Sf) (Sd.Kfz.124)
Другие обозначения: "Wespe" (оса), Gerät 803.

БронетехникаСамоходная гаубица создана на базе устаревшего легкого танка Т-II и предназначалась для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск. В ходе создания самоходной гаубицы базовое шасси было перекомпоновано: двигатель был перенесен вперед, для водителя была смонтирована невысокая рубка в передней части корпуса. Длинна корпуса была увеличена. Над средней и задней частями шасси была установлена просторная бронированная боевая рубка, в которой на станке устанавливалась качающаяся часть модифицированной 105-мм полевой гаубицы "18".

Вес осколочно-фугасного снаряда этой гаубицы составлял 14,8 кг, дальность стрельбы равнялась 12,3 км. Установленная в рубке гаубица имела угол горизонтальной наводки 34 градуса, а вертикальной - 42 градуса. Бронирование самоходной гаубицы было сравнительно легким: лоб корпуса - 30-мм, борт - 15-мм, боевая рубка - 15-20-мм. В целом, несмотря на сравнительно большую высоту, самоходная установка была примером целесообразного использования шасси устаревших танков. Она производилась серийно в 1943 и 1944 годах, всего было выпущено более 700 машин.

Части немецкой самоходной артиллерии получали технику нескольких типов. Основу парка составляли самоходные орудия "Wespe" вооруженные легкой 105-мм гаубицей, и самоходные орудия "Hummel", вооруженные тяжелой 150-мм гаубицей.
К началу Второй Мировой войны немецкая армия не располагала самоходной артиллерией. Бои в Польше и особенно во Франции показали, что артиллерия не может успеть вслед за мобильными танковыми и моторизованными частями. Непосредственная артиллерийская поддержка танковых частей возлагалась на батареи штурмовой артиллерии, а вот для артиллерийской поддержки с закрытых позиций пришлось формировать части самоходной артиллерии.

Каждая танковая дивизия образца 1939 года располагала моторизованным полком легкой артиллерии, насчитывавшим 24 легкие полевые гаубицы 10,5 cm leFH 18/36 калибра 105-мм, буксируемые полугусеничными тягачами. В мае-июне 1940 года, некоторые танковые дивизии располагали двумя дивизионами 105-мм гаубиц и одним дивизионом 100-мм пушек. Однако большинство старых танковых дивизий (в том числе 3-я и 4-я дивизии) насчитывали в своем составе только два дивизиона 105-мм гаубиц.В ходе французской кампании некоторые танковые дивизии были усилены ротами самоходных 150-мм пехотных гаубиц. Однако это было лишь временным разрешением существовавшей проблемы. С новой силой вопрос артиллерийской поддержки танковых дивизий встал летом 1941 года, после того, как Германия напала на Советский Союз. К тому времени немцы располагали большим количеством трофейных французских и английских танков, захваченных в 1940 году. Поэтому было решено переделать большинство трофейной бронетехники в самоходные орудия, вооруженные противотанковыми пушками и гаубицами крупного калибра. Первые машины, например 10,5 cm leFH 16 Fgst auf "Geschuetzwagen" Mk.VI(e), были в значительной степени импровизированными конструкциями.

самоходная артиллерийская установка

Лишь в начале 1942 году немецкая промышленность приступила к выпуску собственных самоходных орудий, созданных на базе устаревшего к тому времени легкого танка PzKpfw II Sd.Kfz.121. Выпуск самоходных орудий 10,5 cm leFH 18/40 Fgst auf "Geschuetzwagen" PzKpfw II Sd.Kfz.124 "Wespe" организовали в "Fuehrers Befehl". В начале 1942 года фюрер приказал сконструировать и начать промышленный выпуск самоходного орудия на базе танка PzKpfw II. Прототип изготовили на заводах "Alkett" в Берлине-Борзигвальде. Прототип получил обозначение "Geraet 803". По сравнению с танком PzKpfw II самоходное орудие имело значительно переработанную конструкцию. Прежде всего двигатель перенесли из кормовой части корпуса в центр. Это делалось для того, чтобы освободить место для большого боевого отделения, требовавшегося для размещения 105-мм гаубицы, расчета и боекомплекта. Место механика-водителя несколько сдвинули вперед и разместили в левой части корпуса. Это объяснялось необходимостью разместить трансмиссию. Конфигурацию лобовой брони также изменили. Место механика-водителя обнесли вертикальными стенками, в то время как остальная броня располагалась наклонно под острым углом.

Бронетехника вермахта

Самоходка имела типичную безбашенную конструкцию с расположенной сзади неподвижной полуоткрытой рубкой. Воздухозаборники силового отделения разместили по бортам корпуса. На каждом боргу было по два воздухозаборника. Кроме того, была переработана ходовая часть машины. Рессоры получили резиновые ограничители хода, а число поддерживающих колес уменьшили с четырех до трех. Для постройки самоходок "Wespe" использовались шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F.

Самоходки "Wespe" выпускались в двух вариантах: стандартном и удлиненном.

САУ Веспе

Техническое описание самоходной установки "Веспе"

Самоходное орудие, экипаж - четыре человека: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

Корпус.
Самоходные орудия "Wespe" выпускались на базе шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F.
Спереди, слева располагалось место механика водителя, которое было оборудовано полным комплектом приборов. Приборная доска крепилась к потолку. Доступ к месту механика водителя открывал двухстворчатый люк. Обзор с места водителя обеспечивался смотровым прибором "Fahrersichtblock", расположенном на передней стенке поста управления. Изнутри смотровой прибор был закрыт вкладышем из бронестекла. Кроме того, слева и справа на ходились смотровые щели. У основания передней плиты располагался металлический профиль, усиливающий броню в этом месте. Передняя бронеплита была подвешена на петлях, что позволяло механику-водителю поднимать ее, чтобы улучшить обзор. Справа от поста управления размещался двигатель и коробка передач. Пост управления отделялся от двигателя противопожарной перегородкой, причем позади кресла механика-водителя имелся люк.

Бронетехника Германии

Над и позади двигателя располагалось боевое отделение. Основное оружие машины: гаубица 10,5 cm leFH 18. Боевое отделение не имело крыши, а спереди и с боков прикрывалось бронелистами. По бокам размещался боезапас. Слева в двух стеллажах размещались снаряды, а справа - гильзы. Радиостанция крепилась к левому борту на специальной раме-стеллаже, имевшем специальные резиновые амортизаторы, защищавшие радиостанции от вибрации. Антенна крепилась к левому борту. Под креплением антенны располагался зажим для пистолета-пулемета МР-38 или МР-40. Подобный зажим размещался и на правом борту. Рядом с пистолетом-пулеметом к борту крепился огнетушитель.

САУ

На полу слева находились две горловины топливных баков, закрывающиеся пробками.
Гаубица крепилась к лафету, который, в свою очередь, был наглухо соединен с полом боевого отделения. Под гаубицей располагался дополнительный воздухозаборник силового отделения, закрытый металлической решеткой. Маховик вертикальной наводки располагался справа от казенника, а маховик горизонтальной наводки - слева.
Верхняя часть задней стенки крепилась на петлях и ее можно было откидывать, что облегчало доступ к боевому отделению, например при погрузке боекомплекта. На крыльях размещалось дополнительное оснащение. На левом крыле лежала лопата, а на правом - ящик с запасными частями и топливный насос.

самоходная установка

Самоходные орудия "Wespe" выпускались в двух типах: со стандартным шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F и с удлиненным шасси. Машины с удлиненным шасси легко можно узнать по промежутку между задним опорным катком и направляющим колесом.

Силовая установка.
Самоходное орудие "Wespe" приводились в движение шестицилиндровым рядным карбюраторным четырехтактным верхнеклапанным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" 62TRM мощностью 104 кВт/140 л.с. Ход поршня 130-мм, диаметр поршня 105-мм. Рабочая емкость двигателя 6234 см3, степень сжатия 6,5,2600 об./мин.

САУ

Пуск двигателя осуществлялся при помощи стартера "Bosch" GTLN 600/ 12-1500. Топливо — этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Бензин находился в двух топливных баках общей емкостью 200 литров. Карбюратор "Solex" 40 JFF II, механический топливный насос "Pallas" Nr 62601. Сцепление сухое, двухдисковое "Fichtel & Sachs" К 230К.

Двигатель жидкостного охлаждения. Воздухозаборники располагались по бортам корпуса. Дополнительный воздухозаборник располагался внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба выводилась на правый борт. Глушитель крепился к задней части правого борта.

Коробка передач механическая семискоростная с редуктором типа ZF "Aphon" SSG 46. Бортовые передачи синхронные, тормоза дискового типа "MAN", ручной тормоз механического типа. Крутящий момент передавался от двигателя на коробку передач при помощи ведущего вала, проходящего вдоль правого борта.

Самоходная установка Самоходная установка

Шасси.
Шасси и ходовая часть состояла из гусениц, ведущих колес, направляющих колес, пяти опорных катков 550x100x55-мм и трех поддерживающих колес 200x105-мм. Опорные катки имели резиновые бандажи. Каждый каток независимо подвешивался на эллиптической полурессоре. Гусеницы - раздельнозвенные, двухгребневые. Каждая гусеница состояла из 108 траков, ширина гусеницы 500-мм.

Самоходная установка Самоходная установка

Электрическое оборудование.
Электрическая сеть - одножильная, напряжение 12В с предохранителями. Источник тока генератор "Bosch" BNG 2,5/AL/ZMA и аккумулятор "Bosch" напряжением 12В и емкостью 120 А/ч. Потребителями электроэнергии были стартер, радиостанция, система зажигания, две фары (мощностью 75Вт), путевой прожектор "Notek", лампочки подсветки приборной доски и звуковой сигнал.

Вооружение.
Основное вооружение самоходных орудий "Wespe" - гаубица 10,5 cm leFH 18 L/28 калибра 105-мм, оснащенная специальным дульным тормозом SP18. Масса фугасного снаряда 14,81 кг, масса метательного заояда тип "6" 1,022 кг, начальная скорость снаряда ,470 м/с. Дальнобойность 10600 м. Сектор обстрела 20° в обе стороны, угол возвышения +2...+48°. боекомплект 32 выстрела. Гаубицу 10,5 cm leFH 18 сконструировали на фирме "Rheinmetall-Borsing" (Дюссельдорф).

Самоходная установка

В некоторых случаях на самоходки устанавливали 105-мм гаубицу 10,5 cm leFH 16, сконструированную фирмой "Krupp". Эта гаубица во время войны снималась с вооружения частей полевой артиллерии. Старую гаубицу устанавливали на самоходки 10,5 cm leFH 16 auf "Geschuetzenwagen" Mk VI(e), 10,5 cm leFH 16 auf "Geschuetzwagen" FCM 36(f), а также на нескольких самоходках на базе танков "Hotchkiss" 38Н.

Самоходная установка

Длина ствола 22 калибра - 2310-мм, дальнобойность 7600 метров. Гаубицы могли оснащаться дульным тормозом или не оснащаться им. Масса гаубицы составляла около 1200 кг. Для гаубицы использовались фугасные и осколочные боеприпасы.

Дополнительное вооружение составлял 7,92-мм пулемет "Rheinmetall-Borsing" MG-34, перевозившийся в внутри боевого отделения. Пулемет был приспособлен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Личное вооружение экипажа составляли два пистолета-пулемета МР-38 и МР-40, хранившихся у бортов боевого отделения. Боезапас к пистолетам-пулеметам 192 патрона. Дополнительное вооружение составляли винтовки и пистолеты.

Самоходная установка



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту