Танк КВ-1 - Создание и модернизация
|
История создания тяжелого танка КВ-1
В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК ("Сергей Миронович Киров"). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).
Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как "танк с малой башней" (существовал еще "танк с большой башней" - КВ-2).
К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место - ненадежная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Армия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружен двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулеметом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.
Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х гг.
|
Т-35
|
ТТХ/Марка танка |
вып. 1939
|
Боевой вес, кг |
54250
|
Экипаж, чел. |
11
|
Размер, мм |
|
Длина общая |
9740
|
Ширина |
3200
|
Высота |
3440
|
Клиренс |
530
|
Ширина трака |
525
|
Вооружение |
|
Пушек, шт. х кал. |
1х 76,2-мм КТ
|
|
2х 45-мм 20К
|
Снарядов, шт. |
76,2-мм - 96
|
|
45-мм - 226
|
Пулеметов, шт. х кал. |
6х7.62-мм
|
Тип пулемета |
ДТ
|
Патронов, шт. |
10080
|
Толщина брони, мм |
|
Верт. корпуса |
70-30-20
|
Гориз. корпуса |
20-10
|
Башня |
35-30
|
Двигатель |
|
Тип |
4т/12ц/к/ж
|
Марка |
М-17Т
|
Мощность макс., л.с. |
500
|
При частоте об/мин |
1800
|
Передач КПП |
4/1
|
Скорость макс., км/ч |
30
|
Тип топлива |
Бензин 1 с
|
Емк. бака, л |
910
|
Запас хода, км |
|
- шоссе |
140
|
- проселок |
100
|
Преодолеваемые препятствия |
|
Уд. давление, кгс/см2 |
0.86
|
Подъем, град. |
25
|
Спуск, град. |
30
|
Крен, град. |
15
|
Ров, мм |
4400
|
Стенка, мм |
1200
|
Брод, мм |
1700
|
|
СМК
|
ТТХ/Марка танка |
1939
|
Боевой вес, кг |
55100
|
Экипаж, чел. |
7
|
Размер, мм |
|
Длина общая |
8750
|
Ширина |
3400
|
Высота |
3430
|
Клиренс |
500
|
Ширина трака |
660
|
Вооружение |
|
Пушек, шт. х кал. |
1x76,2-мм Л-11
|
|
1х 45-мм 20К
|
Снарядов, шт. |
76,2-мм - 113
|
|
45-мм - 300
|
Пулеметов, шт. х кал. |
4х7.62-мм
|
Тип пулемета |
ДТ
|
Патронов, шт. |
5733
|
Толщина брони, мм |
|
Верт. корпуса |
75-60-55
|
Гориз. корпуса |
20-30
|
Башня |
60-30
|
Двигатель |
|
Тип |
4т/12ц/к/ж
|
Марка |
АМ-34
|
Мощность макс., л.с. |
850
|
При частоте об/мин |
1850
|
Передач КПП |
5/1
|
Скорость макс., км/ч |
35.5
|
Тип топлива |
Бензин 1с
|
Емк. бака, л |
1400
|
Запас хода, км |
|
- шоссе |
280
|
- проселок |
210
|
Преодолеваемые препятствия |
|
Уд. давление, кгс/см2 |
0.69
|
Подъем, град. |
37
|
Спуск, град. |
37
|
Крен, град. |
30
|
Ров, мм |
4000
|
Стенка, мм |
1100
|
Брод, мм |
1700
|
|
Т-100
|
ТТХ/Марка танка |
1939
|
Боевой вес, кг |
58000
|
Экипаж, чел. |
8
|
Размер, мм |
|
Длина общая |
8495
|
Ширина |
3400
|
Высота |
3430
|
Клиренс |
525
|
Ширина трака |
710
|
Вооружение |
|
Пушек, шт. х кал. |
1x76,2-мм Л-10
|
|
1х 45-мм 20К
|
Снарядов, шт. |
76,2-мм - 120
|
|
45-мм - 393
|
Пулеметов, шт. х кал. |
3x7.62- мм
|
Тип пулемета |
ДТ
|
Патронов, шт. |
4284
|
Толщина брони, мм |
|
Верт. корпуса |
60-30-20
|
Гориз. корпуса |
20-30
|
Башня |
60-30
|
Двигатель |
|
Тип |
4т/12ц/к/ж
|
Марка |
ГАМ-34
|
Мощность макс., л.с. |
850
|
При частоте об/мин |
1850
|
Передач КПП |
5/1
|
Скорость макс., км/ч |
35.6
|
Тип топлива |
Бензин 1с
|
Емк. бака, л |
1160
|
Запас хода, км |
|
- шоссе |
170
|
- проселок |
120
|
Преодолеваемые препятствия |
|
Уд. давление, кгс/см2 |
0.68
|
Подъем, град. |
42
|
Спуск, град. |
42
|
Крен, град. |
25
|
Ров, мм |
4000
|
Стенка, мм |
1200
|
Брод, мм |
1250
|
|
КВ
|
ТТХ/Марка танка |
1939
|
Боевой вес, кг |
40050
|
Экипаж, чел. |
5
|
Размер, мм |
|
Длина общая |
6750
|
Ширина |
3320
|
Высота |
2650
|
Клиренс |
450
|
Ширина трака |
660
|
Вооружение |
|
Пушек, шт. х кал. |
1х76.2-мм Л-11
|
|
1х 45-мм 20К
|
Снарядов, шт. |
76,2-мм 96
|
|
45-мм - 220
|
Пулеметов, шт. х кал. |
2х7.62-мм
|
Тип пулемета |
ДТ
|
Патронов, шт. |
1008
|
Толщина брони, мм |
|
Верт. корпуса |
75
|
Гориз. корпуса |
30-40
|
Башня |
75
|
Двигатель |
|
Тип |
4т/12ц/д/ж
|
Марка |
В-2
|
Мощность макс., л.с. |
500
|
При частоте об/мин |
1800
|
Передач КПП |
5/1
|
Скорость макс., км/ч |
36
|
Тип топлива |
Дизтопливо
|
Емк. бака, л |
600
|
Запас хода, км |
|
- шоссе |
230
|
- проселок |
170
|
Преодолеваемые препятствия |
|
Уд. давление, кгс/см2 |
0.63
|
Подъем, град. |
37
|
Спуск, град. |
37
|
Крен, град. |
30
|
Ров, мм |
3000
|
Стенка, мм |
880
|
Брод, мм |
1500
|
Уже 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны, ознакомившись с результатами испытаний и донесений с фронта, рекомендовал принять танк КВ на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков.
С начала 1940 г. ЛКЗ приступил к выпуску так называемой установочной партии машин. Машины установочной партии внешне отличались от КВ, выпускавшихся позднее. Танки не имели курсового пулемета, по всей длине корпуса тянулись надгусеничные полки "авиационного" типа, башня была сварена из гнутых листов, изготовленных штамповкой.
Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины.
В конце мая 1940 г. решением Правительства СССР программа выпуска танков КВ была значительно увеличена. Существенное увеличение производства потребовало внесения в конструкцию ряда изменений, направленных прежде всего на упрощение производства. В июле КВ получил упрощенную технологичную "граненую" башню вместо "круглой", борта, лоб и задняя стенка которой представляли собой плоские плиты.
Замена "круглой малой башни" позволила высвободить прессовое оборудование и упростить процесс сборки машины. Далее, при монтаже оборудования по возможности отказывались от винтовых соединений в пользу болтовых, была упрощена форма крыльев, установлены сварные баки вместо штампованно-сварных. Изменена конструкция КПП, введен литой картер, уменьшено число опорных подшипников. Даже по предварительным прикидкам, стоимость танка снижалась на 10-15 процентов
Из доклада комиссии по проверке с 1 по 10 октября состояния работ по производству танка КВ:
"Танк КВ по отдельным узлам и агрегатам до сих пор имеет еще конструктивные недоработки. Результаты ряда заводских испытаний, проведенных при участии представителей АБТУ КА, показали следующее: А) Гарантийный километраж, установленный для танка КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживается. В выводах комиссии по испытанию машины У-21 отмечено: "Предъявленная машина КВ № 21 для испытаний на гарантийный километраж не прошла их по коробке перемены передач, по бортовым фрикционам и тракам гусеницы. Коробка перемены передач по шестерням 2-4 скорости не обеспечивает надежной работы на гарантийный километраж". Б) Коробка перемены передач танка "КВ" не обладает достаточной прочностью, вследствие чего при испытании машины У-21 имели место два случая аварийных поломок. В) Система охлаждения не обеспечивает нормальную работу двигателя по причине повышенной температуры воды и масла в радиаторе. Г) Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева, вызванного неудовлетворительной смазкой подшипников фрикциона. Д) Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли, вследствие чего при движении по пыльному проселку двигатель отказывает в работе. Е) Система поворотного механизма башни не доработана. Танки "КВ" с коробкой перемены передач без замка-фиксатора изготовленные заводом и принятые на вооружение армии до 1 августа в количестве 32 штук, не гарантированы от аварийных поломок и вследствие этого подлежат возврату на завод для переделки. Проводимые периодические заводские испытания танка КВ не охватывают всех возможных положений машины в армейских условиях ее эксплуатации и вследствие этого не могут выявить полностью всех недостатков. Для полного представления о недоработках танка КВ необходимы полигонные и войсковые испытания. По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР испытание танка "КВ" должно было бы быть закончено к 15 июня 1940 года, после чего... должны были быть утверждены чертежи и технические условия на производство танка КВ. Однако, чертежи и технические условия на танк полностью не отработаны и не утверждены до настоящего времени. Это затрудняет работу военной приемки и тормозит развертывание серийного производства, вследствие непрерывных изменений чертежей и технологического процесса.
В июле месяце в чертежи танка КВ было внесено 349 конструктивных изменений, из них 43 связанных с изменением в технологии; в августе-сентябре внесено 1322 конструктивных изменения, из них 110 связаны с изменением в технологическом процессе".
С октября танк получил курсовой пулемет в лобовом листе корпуса, обслуживаемый радистом, а часть машин оборудовалась еще и зенитным пулеметом, смонтированным на турельной установке на крыше башни. Отказались от надгусеничных "крыльев".
Танки, выпущенные в 1940 г., в качестве основного вооружения несли 76,2-мм танковую пушку Л-11, спаренную с 7,62-мм пулеметом ДТ. Всего изготовили 142 танка с таким вооружением. Однако выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной. Поэтому с января 1941 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-32. Было выпущено 352 машины с Ф-32.
Орудие Л-11, разработанное в артиллерийском КБ Кировского завода под руководством Маханова, имело ряд конструктивных недостатков, и его установка на танки рассматривалась как "временная мера впредь до разработки и запуска в производство более совершенной танковой пушки". Таковым и должно было стать 7б,2-мм орудие Ф-32, созданное в КБ завода № 92 (г. Горький) под руководством В.Грабина. Ф-32 по сравнению с Л-11 была более простой в изготовлении и более надежной в эксплуатации. Согласно постановления Комитета Обороны № 45сс от 26 января 1940 года "Кировский завод должен в первом полугодии 1940 года изготовить 1-ю партию 76-мм пушек Ф-32 в количестве 30 штук и развернуть валовое производство этих системе 1 августа 1940 года". В мае 1940 года начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов докладывал в ЦК ВКП (б), что "...в результате испытаний Ф-32 и Л-11 установлено, что Ф-32 в танке обладает целым рядом преимуществ перед Л-11...Испытания Л-11 выявили, что она не является надежной, не позволяет вести стрельбу при углах снижения меньше 10 градусов, весьма капризна и сложна в эксплуатации..."
|
|