Параллельно с Кировским заводом с февраля 1941 г. началось производство танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Дело в том, что, в предчувствии скорой неминуемой войны, планы выпуска тяжелых танков все время пересматривались в сторону увеличения. К тому же было желательно иметь мощное производство танков в глубине страны. Так план выпуска КВ на 1941 г., принятый 2 января 1941 г., предусматривал постройку 600 машин. Однако уже 15 марта Правительство СССР в своем постановлении определило план в 1200 танков. Из них Кировский завод должен был дать 1000 машин и еще 200 планировалось построить на ЧТЗ.
Летом 1940 г. танки КВ стали поступать в войска. Подготовкой офицерских кадров для новых машин занялось с августа Саратовское танкотехническое училище. К июню 1941 г. в войсках находилось 370 КВ-1, из них более половины (189) были сосредоточены в Киевском Особом военном округе (КОВО). Подготовка экипажей для танков КВ была поставлена не лучшим образом. В целях сбережения матчасти в эксплуатации из почти четырехсот машин находилось всего лишь 75 штук.
Вторгшиеся в нашу страну 22 июня части Вермахта буквально с первых же дней войны столкнулись с неизвестными им типами танков. Среди них были и танки КВ-1. То, что снаряды танковых и большинства противотанковых орудий не пробивают их брони, для немцев явилось весьма неприятным сюрпризом. Казалось бы, при таком положении дел советские части, оснащенные "неуязвимыми" танками, должны были просто раздавить войска противника. Однако этого не произошло.
Сыграли свою роль различные факторы. Немало боевых машин было потеряно из-за неграмотной эксплуатации, технических неисправностей, нередко вполне исправные танки из-за отсутствия горючего были подорваны своими экипажами или просто брошены. Огромную трудность представляла эвакуация 45-тонного танка, потерявшего ход. Сказывались и изнурительные многосоткилометровые марши.
Немцы не были безоружными против советских тяжелых машин. К борьбе с ними привлекли тяжелую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие "дверной колотушкой" за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).
В целом "...танки КВ имеют высокие боевые качества - крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали, ...имелись случаи, когда один КВ выводил из строя до 10 - 14 танков противника".
Тяжелые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.
Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.
С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжелых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование "Танкоград", под которым и вошло в историю.
Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.
Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны. Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.
В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17, хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привел к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.
В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.
Позже литые "утяжеленные" башни стал выпускать УЗТМ. Литье имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На "утяжеленной" толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это - дополнительный вес...
Первые танки КВ-1, оснащенные пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжелые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.
К весне с фронтов стали приходить тревожные известия. Из частей поступали жалобы на ухудшившееся качество изготовления танка (что практически неизбежно при массовом выпуске в условиях военного времени с использованием малоквалифицированной рабочей силы), частые аварии и поломки, заметно упала маневренность и проходимость. Противник все шире начал применять для борьбы с советскими танками новые виды бронебойных боеприпасов, новые мощные противотанковые орудия. Танки противника вооружились длинноствольными пушками повышенной мощности. При прорыве неподавленной вражеской обороны КВ стали нести тяжелые потери.
Стремясь повысить защищенность танка без изменения конструкции, все больше усиливали бронирование. А вместе с толщиной брони стремительно рос и вес машины, который к весне 1942 г. перевалил за 50 т. Резко обострились "хронические болезни", связанные с трансмиссией и коробкой передач КВ.
Весенние бои показали, что к этому времени КВ перестал безоговорочно доминировать на поле боя. Но, несмотря на это, при грамотном применении, танк, как и в начале войны, был способен нанести противнику немалый урон. Так, командир взвода 158-й танковой бригады Д.Н. Шолохов в бою 30 июля 1942 г. уничтожил на своем КВ восемь немецких танков, а экипаж С.Ф. Коновалова из 15-й танковой бригады в районе хутора Нижнемитякин под Ростовом атаковал колонну врага, разворачивающуюся в боевой порядок, и уничтожил 16 танков и две бронемашины.
|
КВ-1
|
КВ-1
|
КВ-1
|
КВ-1С
|
|
выпуск 1940 г.
|
выпуск 1941 г.
|
выпуск 1942 г.
|
|
Боевая масса, т |
44
|
47 (с доп.бронировкой - 47,5)
|
до 50
|
42,5 - 43,4
|
Экипаж, чел. |
5
|
5
|
5
|
5
|
Длина корпуса, мм |
6750
|
6750
|
6750
|
6750
|
с пушкой вперед, мм |
6750 (с ЗИС-5 - 6850)
|
6850
|
6950
|
Ширина, мм |
3320
|
3320
|
3320
|
3250
|
Высота по крышу башни, мм |
2710
|
2710
|
2710
|
2450
|
Клиренс |
430
|
430
|
430
|
440
|
Вооружение
|
Пушка |
76,2-мм Л-11
|
76,2-мм Ф-32 (76,2-мм ЗИС-5)
|
76,2-мм ЗИС-5
|
76,2-мм ЗИС-5
|
Пулемет |
4х7,62-мм ДТ
|
4х7,62-ммДТ
|
4х7,62-ммДТ
|
3х7,62-ммДТ
|
Боекомплект:
|
снарядов |
111
|
114
|
114
|
90-114
|
патронов |
3024
|
2875
|
3024
|
3087
|
Бронирование, мм:
|
лоб корпуса |
75
|
75
|
95
|
60
|
борт корпуса |
75
|
75
|
75
|
60
|
крыша |
40
|
40
|
40
|
30
|
башня |
75
|
Сварная 75 литая 90
|
95-120
|
85
|
Двигатель |
В-2-К
|
В-2-К
|
В-2-К
|
В-2-К
|
мощность, л. с. |
600
|
600
|
600
|
600
|
Максимальная скорость по шоссе км/ч |
34
|
35
|
28
|
43
|
Запас хода по шоссе, км |
225
|
225
|
170
|
330
|
Особенно КВ уважали пехотинцы: в качестве машины непосредственной поддержки пехоты танк был великолепен. Он в течение неограниченного времени мог буквально "ползти" со скоростью 3-5 км/ч, не отрываясь от идущих в атаку пехотинцев и прикрывая их своей броней.
При нормальной эксплуатации и наличии запчастей танк КВ показывал вполне приемлемую надежность. Из доклада генерал-майора И.С. Вовченко: "...В руках опытных водителей танк КВ отработал в походе и в бою по 5000 часов, машины прошли без ремонта мотора по 3000 километров. Это почти в три раза больше, чем предусмотрено техническими условиями эксплуатации танков. Семьдесят снарядных вмятин на броне и три тысячи пройденных километров! На этих танках можно дойти до Берлина без ремонта".
Но никаких явных боевых преимуществ перед средним танком Т-34, за исключением более толстой брони, КВ не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у "тридцатьчетверки". Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением. Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм, чего однако в те годы не произошло.
Тактико-технические характеристики средних и тяжелых танков 1940 г.
|
|
А-34
|
Т-34
|
КВ-1
|
КВ-2
|
ТТХ/Марка танка |
вып. 1939
|
1940
|
1940
|
1910
|
Боевой вес, кг |
25450
|
26000
|
43100
|
54000
|
Экипаж, чел. |
4
|
4
|
5
|
5
|
Размер, мм
|
Длина общая |
5920
|
5950
|
6750
|
6760
|
Ширина |
3000
|
3000
|
3300
|
3300
|
Высота |
2405
|
2405
|
2650
|
3430
|
Клиренс |
400
|
400
|
450
|
420
|
Ширина трака |
550
|
550
|
660
|
660
|
Вооружение
|
Пушек, шт. х кал. |
1х 76,2-мм Л-11
|
1x76,2-мм Л-11
|
1х76,2-мм Л-11
|
1х152.4-мм М-10
|
Снарядов, шт. |
70
|
77
|
118
|
32-36
|
Пулеметов, шт. х кал. |
2х7,62-мм
|
2х7,62-мм
|
3x7,62- мм
|
4х7,62-мм
|
Тип пулемета |
ДТ
|
ДТ
|
ДТ
|
ДТ
|
Патронов, шт. |
3087
|
4725
|
1008
|
3402
|
Толщина брони, мм
|
Верт. корпуса |
45-40-35
|
45-40
|
75
|
75
|
Гориз. корпуса |
20-16-13
|
20-16-13
|
30-40
|
30-40
|
Башня |
45-40
|
45
|
75
|
75
|
Двигатель
|
Тип |
4т/12ц/ч/ж
|
4т/12ц/д/ж
|
4т/12ц/д/ж
|
4т/12ц/д/ж
|
Марка |
В-2-400
|
В-2-34
|
В-2
|
В-2
|
Мощность макс., л.е. |
480
|
500
|
500
|
500
|
При частоте об/мин |
1800
|
1850
|
1850
|
1850
|
Передач КПП |
4/1
|
4/1
|
5/1
|
5/1
|
Скорость макс., км/ч |
54
|
51,5
|
36
|
30
|
Тип топлива |
Дизельное
|
Дизельное
|
Дизельное
|
Дизельное
|
Ёмк. бака, л |
460
|
455
|
600
|
600
|
Запас хода, км
|
- шоссе |
350
|
290
|
230
|
160
|
- проселок |
225
|
220
|
170
|
140
|
Преодолеваемые препятствия
|
Уд. давление, кг/см2 |
0.6
|
0.62
|
0.66
|
0.87
|
Подъем, град. |
36
|
30
|
37
|
32
|
Спуск, град. |
30
|
30
|
37
|
32
|
Крен, град. |
20
|
20
|
28
|
25
|
Ров, мм |
2500
|
2500
|
3000
|
2500
|
Стенка, мм |
750
|
720
|
870
|
870
|
Брод, мм |
1300
|
1300
|
1500
|
1500
|
В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин. К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба - под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.
Источники:
- Барятинский М., Коломиец М. Тяжелый танк КВ. "Моделист-конструктор";
- А. Б. Широкорад "Танковая война на Восточном фронте";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Zaloga, Steven J; James Grandsen (1981). Soviet Heavy Tanks;
- Raus, Erhard (2003). Panzer operations: the Eastern Front memoir of General Raus, 1941-1945;
- Steven J. Zaloga, James Grandsen: Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two.