Танк D2 был заказан в 1932 года. Вес его увеличили до 20 тонн, а мощность двигателя до 150 л. с., что позволяло развивать скорость до 32 км/ч. Вооружение осталось таким же, как и на D1, но башня стала другой, более традиционной для легких танков этой фирмы. Расположенный сзади люк мог быть использован в качестве сиденья для командира во время движения вне боя. Купол башни имел несколько смотровых щелей, прикрытых бронезаслонками. Боекомплект орудия увеличился до 108 снарядов. Толщина брони - до 40 мм. Башни были литыми, корпуса - из катаных бронелистов, собиравшихся на заклепках.
Французский танк D-2, 1928 г.
У средних танков Франции бронировали и ходовую часть. Средние танки марки Д выпустили в небольшом количестве, и никакого значения в защите Франции от немецкого вторжения они не сыграли.
Французский танк АМС-35, 1935 г.
Французские специалисты в 20-е годы совершенствовали технологию литья танковых башен и деталей корпуса. И в 1931 году это позволило относительно быстро наладить выпуск множества танков различного назначения.
Танк Франции "Рено" R-35
К числу новых танков относился и танк поддержки пехоты фирмы "Рено", который потребовался для замены FT-17. Заказ на эту машину выдали сразу нескольким фирмам, но "Рено" обошла конкурентов. Для производства выбрали именно ее танк R-35 и в мае 1935 года заказали первые 300 танков. Впоследствии выпуск их все время нарастал, так что перед Второй мировой войной французская армия получила около 1900 машин, включая усовершенствованную модель 1940 года R-40. Танк R-35 имел литую башню и корпус из нескольких фасонных деталей, которые свинчивались между собой болтами. Башня была аналогичной башне машин фирмы "Гочкис" танков Н-35 и Н-39. Вооружение состояло из 37-мм короткой пушки SА-18 и 7,5-мм пулемета "Шательро". Позднейшая модификация получила пушку SА-38 с более длинным стволом и повышенной бронепробиваемостью.
Французский танк "Рено" R-40
Танк имел противопожарную переборку, отделявшую двигатель от боевого отделения, и хвост, облегчавший преодоление широких траншей. Ходовая часть с ведущим колесом спереди и резиновыми амортизаторами колесных тележек была достаточно надежной. Но отсутствовала радиостанция, которую сумели установить только на последних машинах. К недостатку "Рено" R-35 можно отнести малочисленность экипажа: командиру приходилось быть и наводчиком, и стрелком, и заряжающим. Перед войной некоторые танки переоборудовали в машины-возчики фашин для заваливания окопов. В начале германского вторжения танки "Рено" всех типов понесли большие потери и в большом количестве достались врагу. Часть из них практически без переделок применялась на Восточном фронте в 1941 году под маркой PzKpfwR-35 (с 47-мм пушками). На многих машинах были сняты башни, и они использовались в качестве артиллерийских тягачей и для перевозки боеприпасов. На 100 танках установили чешскую 47-мм противотанковую пушку. Монтировалась она и на месте башни, на тумбе, в открытой сверху и сзади рубке из броневых щитов. Эта машина известна под маркой 4,7 см РАК (t) AUF.GW R-35/F. На некоторых ставились 105-мм гаубицы, на других - 81-мм минометы. Эти танки, несмотря на свою высокую технологичность, особой роли не сыграли. Имелись они также в танковых соединениях Польши, Румынии, Турции и Югославии.
Французский легкий танк "Гочкис" H-35
Фирма "Гочкис" подготовила свой образец для серийного производства под индексом Н-35. Он весил 11400 кг, а мощность 6-цилиндрового бензинового двигателя составляла 75 л. с., более легкий, чем "Рено", Н-35 развивал скорость 28 км/ч, но имел более тонкую броню - 34-мм. Танк модифицировался - Н-38, Н-39, причем мощность двигателя и толщина брони от модели к модели увеличивались. Всего выпустили около 1000 машин, из которых на май 1940 года 821 находилась в первой линии. Корпус состоял из литых секций, свинчивавшихся на болтах. Имелся смотровой лючок с перископическим смотровым прибором, а по бортам - простые щели. Башня унифицировалась с башней танка R-35. 37-мм пушки SА-18 (21 калибр) имела начальную скорость снаряда 388 м/с. На образце 1938 года ее заменили на SА-38 (33 калибра) с начальной скоростью 701 м/с.
Французский легкий танк "Гочкинс" H-39, 1942 г
После Второй мировой войны, когда стало создаваться независимое государство Израиль, оно не имело возможности приобрести для армии современные и дорогие танки, поэтому на вооружение первых израильских бронечастей поступили именно Н-39, оставленные французами в Сирии, но перевооруженные английскими 40-мм пушками, более мощными и бронебойными. В боях на Синайском полуострове израильтяне использовали их даже в 1956 году.
Французский танк FCМ 1936
Одновременно с танками R-35 и Н-35 на вооружение армии Франции был принят еще один легкий пехотный танк FCМ 1936, имевший корпус и башню, сваренные из броневых плит толщиной до 40-мм, установленных под наклоном. На него поставили дизель, обеспечивавший ему скорость всего 25 км/ч. Из-за высокой стоимости FСМ 1936 было выпущено всего 100 машин, которые составляли парк двух танковых батальонов.
Французский танк Somua S-35
Французские конструкторы в 1935 году создали танк S-35 фирмы "Сомуа", появившийся как новый тип кавалерийского танка, который должен был поддерживать в бою более легкие танки Н-35, Н-38 и Н-39. Корпус состоял из корытообразного днища и двух верхних деталей, которые к нему привинчивались. Толщина брони составляла 41 мм (корпус) и 56 мм (башня). Броня была высокого качества и хорошо держала немецкие снаряды, однако бывало так, что от сильных динамических напряжений происходило срезание головок болтов и танк при очередном попадании просто "раскрывался". Вооружение состояло из 47-мм пушки SA-35 и пулемета, смонтированного в башне в независимой от орудия установке, имел сектор обстрела 10 градусов влево и вправо. Экипаж состоял из 3 человек.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-42;
- "Бронетехника Франции 1940 г." (Армейская серия № 16) Рига. Торнадо;
- J. Bingham French Infantry Tanks;
- Бронетехника Франции 1940 г. (Армейская серия Tornado 16);
- Philip Trewhitt, Armored Fighting Vehicles;
- Jean-Gabriel Jeudy, Chars de France.