Танки Франции после Первой мировой
В течение 20-х годов французы модернизировали свои танки "Рено" FТ-17 и сверхтяжелые 2С. Но и конструкторские разработки более совершенных танков во Франции не были прекращены. В июне 1920 года французский Генеральный штаб принял перспективную программу танкостроения, которая предполагала создание нескольких типов совершенно новых боевых машин. В том числе, предусматривался специальный боевой танк, который должен был поддерживать пехоту и бороться с бронетехникой противника. Разработку машины поручили генералу Этьену, который привлек к проектированию конструкторов четырех фирм. После испытаний в конкурсе участвовали фирмы "Рено-Шнейдер", ФСМ и ФАМЭЧ. В итоге создали танк весом 25 тонн, вооруженный 75-мм пушкой, двумя фиксированными пулеметами в корпусе и двумя в башне. Экипаж машины состоял из 4 человек. С декабря 1931 года три прототипа были подвергнуты серьезным испытаниям, а в 1934 года танк В-1 был принят на вооружение. Изготовление первых 35 машин затянулось на несколько лет, и боевую службу этот танк начал в январе 1938 года, а улучшать его начали уже в ходе выпуска первой партии.
Французский танк прорыва B-1, 1931 г.
Танки улучшенной конструкции получили обозначение В-1 bis. Их вес увеличился до 32 тонн, вооружение усилено, а толщина брони доведена до 60 мм. Танк целиком собирался из нескольких литых деталей. Литой была башня, а корпус собирался из нескольких бронесекций, которые во время сборки свинчивались на болтах. Одним из новшеств стало применение гидроусилителя. Вооружение танка состояло из 75-мм короткоствольной (длина ствола 17,1 калибра) пушки SА-35, располагавшейся справа от водителя, угол возвышения которой достигал 25, а склонения - 15 градусов. По горизонтали пушка фиксировалась жестко и наводилась водителем, который, действуя рулем, направлял машину точно на цель. 7,5-мм пулемет "Шательро" крепился справа, несколько ниже пушки. Стрелять из него, пользуясь электроспуском, мог не только водитель, но и командир танка. Верхняя пушечная цельнолитая башня была идентична башне танка "Сомуа" S-35. 47-мм пушка имела угол склонения и возвышения 18 градусов; 7,5-мм башенный пулемет - независимую установку и мог поворачиваться влево-вправо на 10 градусов.
Французский танк B1-bis
Для входа в танк имелись одна большая бронедверь справа, люки в башне, над сиденьем водителя, и 2 аварийных - один в днище танка и один - над моторным отделением. Танк имел самогерметизирующиеся топливные баки и даже гироскоп направления. Экипаж 4 человека. Водитель был наводчиком 75-мм орудия по горизонтали, а ее заряжающий - наводил его по вертикали и подавал снаряды к башенному орудию. Командир танка был одновременно наводчиком и заряжающим 47-мм орудия в башне, а радист занимался только связью. В 1937 году изготовили опытный образец танка В-1 ter, получивший дополнительную броню, пятого члена экипажа (механика) и систему горизонтальной наводки 75-мм орудий по 5 градусов влево и вправо. По сравнению с предыдущей моделью танк был дешевле и значительно технологичнее, что позволяло достаточно быстро развернуть его серийное производство, но началась война, и новую машину в производство не запустили.
Всего было изготовлено 403 танка В-1 и В-1bis, которые активно использовались в боях против немцев в мае-июне 1940 года. Гудериан в своих мемуарах и с ужасом, и с восхищением описывал свою встречу с этими танками под Седаном, но все же в боях с вермахтом отдельные успехи этих машин большой роли не сыграли. После оккупации Франции немцы вернули в строй 161 танк В-1bis, получивших в вермахте обозначение В-2 740 (f). Часть из них под маркой PzKpFWB1 (R) без башни и пушки, с одним пулеметом, использовались в качестве учебных. В марте 1941 года 16 машин переделали в САУ, которые были вооружены 105-мм германской гаубицей в броневой рубке из 20-мм брони. Тогда же, в апреле, было решено установить на этих танках огнемет фирмы "Вегманн", который монтировался вместо 75-мм корпусной пушки. Запас для огнесмеси на 200 выстрелов должен был находиться в бронированном баке на корме танка. Всего в 1941-1942 гг. таким образом было переоборудовано 60 танков В-1 bis. Танки В-1bis послужили французам и под конец войны - несколько этих машин приняли участие в освобождении порта Руан в 1944 году.
Французский танк Renault D1
В 1931 году на базе не принятого на вооружение танка NС-27 специалисты "Рено" сконструировали танк, который, по их замыслам, должен был соответствовать классу среднего. Машина, получившая обозначение D1, весила 12 тонн, а ее экипаж состоял из трех человек, причем два из них располагались в башне. Вооружение - 37-мм пушка и 2 пулемета (один спарен с пушкой, другой размещался справа от механика-водителя). Толщина брони - 30 и 14 мм. Максимальная скорость - 18 км/ч, радиус действия - 80 км. На модификации D1 калибр орудия увеличили до 47 мм, а мощность двигателя до 100 л. с., благодаря чему скорость танка увеличилась до 20 км/ч. Толщина брони стала достигать 40 мм.