"Танк Победы" отмечает юбилей
|
pro-tank.ru
|
2014-01-19T22:16
|
70 лет назад началось массовое производство ИС-2
ИС-2 вошел в историю Великой Отечественной войны под именем "Танк Победы".
70-летие со дня начала массового выпуска тяжелого танка ИС-2 отмечают в январе на Челябинском тракторном заводе, который в настоящее время входит в состав корпорации УВЗ. Ветераны челябинского Танкограда выступают в учебных заведениях города с рассказами об этом событии, в музее ЧТЗ проходят экскурсии, посвященные знаменательной дате. Об этом сообщает пресс-служба "Уралвагонзавода", подчеркивая, что челябинцы назвали новый ИС "Танком Прорыва", а Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, посмотрев демонстрацию опытных образцов, сказал: "На этом танке и будем заканчивать войну".
Первые ИС-2 изготовили поздней осенью 1943 года за 51 день, и уже в начале 1944 года запустили танк в серийное производство. Тяжелый танк южноуральцы поставили на конвейер первыми в мире.
В январе 1944 года из Челябинска на фронт ушли 127 ИС-2, а к концу 1944 года счет шел уже на тысячи. "Танк прорыва" на полях сражений очень скоро начали называть "Танком Победы" - имя, под которым танк вошел в историю Великой Отечественной войны.
Производство ИС-2
|
Январь |
1943 |
|
1944 |
35 |
1945 |
250 |
Производство ИС-2
|
Февраль |
1943 |
|
1944 |
75 |
1945 |
250 |
Производство ИС-2
|
Март |
1943 |
|
1944 |
100 |
1945 |
250 |
Производство ИС-2
|
Апрель |
1943 |
|
1944 |
150 |
1945 |
240 |
Производство ИС-2
|
Май |
1943 |
|
1944 |
175 |
1945 |
150 |
Производство ИС-2
|
Июнь |
1943 |
|
1944 |
200 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Июль |
1943 |
|
1944 |
225 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Август |
1943 |
|
1944 |
250 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Сентябрь |
1943 |
|
1944 |
250 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Октябрь |
1943 |
|
1944 |
250 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Ноябрь |
1943 |
|
1944 |
250 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Декабрь |
1943 |
35 |
1944 |
250 |
1945 |
|
Производство ИС-2
|
Всего |
1943 |
35 |
1944 |
2210 |
1945 |
1140 |
В мае 1945 года 5 ИС-2 собрал восстановленный в Ленинграде ЛКЗ. Всего за период с декабря 1943 по май 1945 года было выпущено 3390 танков ИС-2.
Новый тяжелый танк создавался под руководством выдающихся конструкторов Жозефа Котина, Николая Котина, Ивана Трашутина. Организационные вопросы безукоризненно решал директор Танкограда Исаак Зальцман. В результате получилась боевая машина на 10 тонн легче немецкого танка "Тигр", но с более прочной броней, и в полтора раза мощнее. 122-мм пушка, установленная на ИС, легко пробивала обшивки немецкого "зверинца".
Модификация | КВ-13 Объект 233 |
Экипаж,чел |
3 |
Боевой вес, кг |
32400 |
Длина, мм (корп./полн.) |
6050/6 650 |
Ширина, мм |
2800 |
Высота, мм |
2500 |
Высота линии огня, мм |
? |
Клиренс, мм |
450 |
Ширина трака, мм |
600 (500 для Т-34) |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,9 |
Марка орудия |
ЗИС-5 |
Калибр, мм |
76,2 |
Длина ствола, кал. |
41,6 |
Боекомплект, выстр. |
? |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТх2 |
Боекомплект, патр. |
? |
Броня корпуса, мм |
145-85-85 |
Броня, башни, мм |
85-85-85 |
Дно и крыша, мм |
20-30 |
Марка двигателя |
В-2К |
Объем цилиндров, л |
38,5 |
Мощность на валу, л.с. |
600 (факт. 580) |
Скорость, км/ч, макс. |
60 (факт. 52) |
средн. шос/прос/целина |
? |
Запас топлива, л. |
не показано |
Запас хода, км, макс. |
не показаны |
шоссе/прос./бездор. |
|
Угол подъема, град |
не показаны |
Крен допустимый, град |
|
Ров,м |
|
Брод, м |
|
Стенка, эскарп, м |
|
Модификация | ИС-1 [ИС-2] Объект 233 ИС[234] |
Экипаж,чел |
4 |
Боевой вес, кг |
38500 [39500] |
Длина, мм (корп./полн.) |
/6990 [6480] |
Ширина, мм |
3030 |
Высота, мм |
2800 [2 640] |
Высота линии огня, мм |
1 920 [?] |
Клиренс, мм |
450 |
Ширина трака, мм |
640-650 |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
ок. 0,8 |
Марка орудия |
Ф-34ИС [У-11] |
Калибр, мм |
76,2 [121,92] |
Длина ствола, кал. |
41,6 [22,7] |
Боекомплект, выстр. |
80 [30] |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТ х 3 [ДТ х 2] |
Боекомплект, патр. |
32 диска |
Броня корпуса, мм |
120-90-60 |
Броня, башни, мм |
100-90-90 |
Дно и крыша, мм |
20-30 |
Марка двигателя |
В-2К |
Объем цилиндров, л |
38,5 |
Мощность на валу, л.с. |
600 (факт. 580) |
Скорость, км/ч, макс. |
до 55 (факт. 47) |
средн. шос/прос/целина |
7 |
Запас топлива, л. |
? |
Запас хода, км, макс. |
ок. 180 |
шоссе/прос./бездор. |
? |
Угол подъема, град |
до 32 |
Крен допустимый, град |
? |
Ров,м |
2 |
Брод, м |
1,3 |
Стенка, эскарп, м |
1,0 |
Модификация | ИС-85 (ИС-1) Объект 237 |
Экипаж,чел |
4 |
Боевой вес, кг |
44160 |
Длина, мм (корп./полн.) |
6 770/8 560 |
Ширина, мм |
3070 |
Высота, мм |
2735 |
Высота линии огня, мм |
1 940 |
Клиренс, мм |
440-465 |
Ширина трака, мм |
640-650 |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,78 |
Марка орудия |
Д-5-Т |
Калибр, мм |
85 |
Длина ствола, кал. |
52 |
Боекомплект, выстр. |
59 |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТхЗ |
Боекомплект, патр. |
2 520 |
Броня корпуса, мм |
120-90-70 |
Броня, башни, мм |
100-90-60 |
Дно и крыша, мм |
20-.30 |
Марка двигателя |
В-2ИС |
Объем цилиндров, л |
38,88 |
Мощность на валу, л.с. |
520 |
Скорость, км/ч, макс. |
37 |
средн. шос/прос/целина |
22/17/15 |
Запас топлива, л. |
520 |
Запас хода, км, макс. |
150 |
шоссе/прос./бездор. |
130/120/110 |
Угол подъема, град |
36 |
Крен допустимый, град |
30 |
Ров,м |
2,5 |
Брод, м |
1,3 |
Стенка, эскарп, м |
1,0 |
Модификация | ИС-122 (ИС-2) Объект 240 |
Экипаж,чел |
4 |
Боевой вес, кг |
46 080 |
Длина, мм (корп./полн.) |
6 770/9 830 |
Ширина, мм |
3070 |
Высота, мм |
2 735 |
Высота линии огня, мм |
1 940 |
Клиренс, мм |
440-465 |
Ширина трака, мм |
650 |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,81 |
Марка орудия |
Д-25 |
Калибр, мм |
121,92 |
Длина ствола, кал. |
47,9 |
Боекомплект, выстр. |
28 |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТхЗ |
Боекомплект, патр. |
2 520 |
Броня корпуса, мм |
120-90-90 |
Броня, башни, мм |
110-90-90 |
Дно и крыша, мм |
20-30 |
Марка двигателя |
В-2ИС |
Объем цилиндров, л |
38,88 |
Мощность на валу, л.с. |
520-580 |
Скорость, км/ч, макс. |
37 |
средн. шос/прос/целина |
22/17/15 |
Запас топлива, л. |
520 |
Запас хода, км, макс. |
150 |
шоссе/прос./бездор. |
130/120/110 |
Угол подъема, град |
36 |
Крен допустимый, град |
27 |
Ров,м |
ок. 2,3 |
Брод, м |
1,3 |
Стенка, эскарп, м |
1,0 |
Модификация | ИС-100 (ИС-5) Объект 248 |
Экипаж,чел |
4 |
Боевой вес, кг |
45 320 |
Длина, мм (корп./полн.) |
6 770/ |
Ширина, мм |
3070 |
Высота, мм |
2735 |
Высота линии огня, мм |
|
Клиренс, мм |
450 |
Ширина трака, мм |
650 |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,8 |
Марка орудия |
С-34 |
Калибр, мм |
100 |
Длина ствола, кал. |
53,5 |
Боекомплект, выстр. |
36 |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТх 2 |
Боекомплект, патр. |
? |
Броня корпуса, мм |
120-90-70 |
Броня, башни, мм |
100-90-90 |
Дно и крыша, мм |
20-30 |
Марка двигателя |
В-2ИС |
Объем цилиндров, л |
38,88 |
Мощность на валу, л.с. |
520 |
Скорость, км/ч, макс. |
37 |
средн. шос/прос/целина |
22/17/15 |
Запас топлива, л. |
520 |
Запас хода, км, макс. |
150 |
шоссе/прос./бездор. |
130/120/110 |
Угол подъема, град |
36 |
Крен допустимый, град |
30 |
Ров,м |
2,5 |
Брод, м |
1,3 |
Стенка, эскарп, м |
1,0 |
Модификация | ИС-2М на 1.1.1962 |
Экипаж,чел |
4-5 |
Боевой вес, кг |
46 500 |
Длина, мм (корп./полн.) |
6 770/9 820 |
Ширина, мм |
3100 |
Высота, мм |
2740 |
Высота линии огня, мм |
1945 |
Клиренс, мм |
440 |
Ширина трака, мм |
650 |
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,82 |
Марка орудия |
Д-25-Тм |
Калибр, мм |
121,92 |
Длина ствола, кал. |
47,9 |
Боекомплект, выстр. |
35 |
Пулемет, тип х кол-во |
ДТМх2 |
Боекомплект, патр. |
2 800 |
Броня корпуса, мм |
120-90-90 |
Броня, башни, мм |
110-90-90 |
Дно и крыша, мм |
20-30 |
Марка двигателя |
В-54К I |
Объем цилиндров, л |
38,9 |
Мощность на валу, л.с. |
520 |
Скорость, км/ч, макс. |
36 |
средн. шос/прос/целина |
22/17/15 |
Запас топлива, л. |
580 |
Запас хода, км, макс. |
180 |
шоссе/прос./бездор. |
? |
Угол подъема, град |
36 |
Крен допустимый, град |
27 |
Ров,м |
ок. 2,3 |
Брод, м |
1,3 |
Стенка, эскарп, м |
1,0 |
На фото: танки ИС-2 и ИС-3
29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял Постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Во время Великой Отечественной войны ЧТЗ переименовали в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В очень короткие сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с эвакуированными ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным - огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Танкоград создал 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. За время Великой Отечественной войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена ГКО за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.
Танки ИС на фото
|
|
Танки ИС-2 в Германии, 1945 год. |
ИС-2 в Восточной Померании, март 1945 года |
|
|
ИС-2 в Праге, 10 мая 1945 года |
ИС-2 перед Парадом Победы, 24 июня 1945 года |
Кликните на фотографию для увеличения |
Читайте также:
|
|
Комментарии
Тракторного завода он оставил?
454007 пр. Ленина, 19, тел. 775-44-67 [вероятно, код: 8(351)]. Но у них не указана эл.почта, а страница здесь: chtz-uraltrac.ru/.../94.php
Электронная почта есть в контактах ЧТЗ-УРАЛТРАК: tractorchtz.ru; tractorchtz.chel.su
Полностью страницу с другими контактами можно найти по этому адресу: chtz-uraltrac.ru/.../28.php
RSS лента комментариев этой записи