Проекты танков вермахта: Panzerkampfwagen VII - VK. 65.01 и VK. 70.01 (Löwe)
На совещании 19 января 1939 года представители Wa pruef 6 заставили промышленников заняться проектированием 30- и 65-тонных танков, вооруженных 75-мм пушками. Толщина брони 80-тонного танка определялась в 80 мм, расчетная максимальная скорость 65-тонной машины составляла 20-25 км/ч. В январе 1939 года фирма Крупп получила заказ на постройку деревянного макета башни SW с тремя различными орудиями в трех различных масках - 75-мм с длиной ствола 24 калибра, 75-мм с длиной ствола 40 калибров и 105-мм с длиной ствола 20 калибров.
Макет изготовили к апрелю 1939 г., после чего Крупп получил заказ на изготовление опытной башни из конструкционной стали с гидроприводом разворота. В конце июня 1939 г. в Wa Pruef 6 было принято окончательное решение об установке в башню SW 105-мм орудия с длиной ствола 24 калибра. Башня оснащалась семью перископическими наблюдательными устройствами во вращающейся командирской башенке. В марте 1940 г. порешали, что башня SW будет копировать башню DW, от которой ее станет отличать только более толстая броня.
Чтобы обеспечить транспортировку танка по железной дороге пришлось отказаться от требования цельного корпуса. Фирма Хеншель спроектировала корпус, который членился на три части. Для разборки корпуса перед транспортировкой требовалось порядка трех недель. Двигатель Майбах HL-224 мощностью 600 л.с. вроде бы обеспечивал 65-тонному танку максимальную скорость движения по шоссе 20 км/ч. Ходовая часть состояла из девяти обрезиненных опорных катков на борт, катки с торсионной подвеской располагались в шахматном порядке. Ширина траков гусениц - 800 мм.
1 сентября 1939 г. 6-й инспекторат поручил Wa Pruef 6 заняться производством нулевой серии танков. Wa Pruef 6 заключило контракт с фирмой Крупп на производство в феврале - марте 1940 г. компонентов для восьми танков VK. 65.01 нулевой серии. Первая башня должна была быть сдана в августе 1942 г. Бронекорпуса и башни планировалось доставлять для окончательной сборки на завод фирмы Хеншель. После разгрома Франции военные пришли к выводу, что танки массой более 30 т не имеют перспектив в плане широкого тактического применения из-за ограниченной грузоподъемности большинства мостов. В августе 1940 г. контракт на изготовление башен был аннулирован, а все работы по изготовлению опытной башни из мягкой стали прекращены в октябре 1940 г. Тем не менее, известны документы, в которых говорится об одной изготовленной в середине 1941 г. опытной башни. Интерес к проекту VK. 45.01 возродился в конце 1942 г.
"Löwe", Panzerkampfwagen VII (VK. 70.01)
1 ноября 1941 г. была утверждена спецификация на новый супертяжелый танк массой 70 т - VK. 70.01 - с толщиной лобовой брони 140 мм и бортовой броней толщиной 100 мм. Максимальную скорость в 43,6 км/ч планировали достичь за счет установки на машину двигателей Даймлер-Бенц Schnellbootsmotor от торпедного катера, мощность двигателя - 1000 л.с. при 2400 оборотах в минуту. Экипаж танка определили в пять человек, трое размещалось в башне, двое - в корпусе. Тип вооружения на том этапе определен не был, но оговаривалась необходимость установки орудия в башне кругового вращения.
Потеряв 17 декабря 1941 г. заказ на производство танков VK. 30 ("Пантера"), фирма Крупп активизировала работы по сильно бронированному танку, устойчивому к прямым попаданиям снарядов любых противотанковых пушек противника. Верхний предел массы был определен в 90 т - максимальная нагрузка, которую выдерживали железные дороги. 21 января 1942 г. фирма Крупп представила аванпроект машины VK. 70.01, вооруженной 105-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров; снаряд такой пушки пробивал броню толщиной 160 мм при угле встречи 30 градусов на дистанции 1000 м. Wa Pruef 6 рекомендовали фирме Крупп установить на танк новый двигатель Майбах HL-230 мощностью 80 л.с., начало серийного производства которого было запланировано на январь 1943 г.
Эволюция проекта VK. 70.01 "Löwe"
|
|
VK 70.01 |
|
|
|
Дата |
|
27Feb42 |
Вес |
t |
75 |
Пушка |
cm |
10.5 L/70 |
|
|
|
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-8,+38 |
Боезапас |
|
80 |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
100 |
Борт корпуса |
mm |
80 |
Крыша корпуса |
mm |
|
Лоб башни |
mm |
100 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
11250 |
Длина шасси |
mm |
6970 |
Ширина полная |
mm |
3540 |
Высота полная |
mm |
3030 |
Высота прицельная |
mm |
2510 |
Ширина трака |
mm |
750 |
Колея |
mm |
2790 |
Опорная длина |
mm |
4340 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1.12 |
Клиренс |
mm |
500 |
Скорость макс |
km/hr |
30 |
Двигатель |
HP/rpm |
700/3000 |
Трансмиссия |
|
12 EV 170 |
Сцепление |
|
L600C |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
|
|
VK 70.01 |
|
|
|
Дата |
|
9Apr42 |
Вес |
t |
76 |
Пушка |
cm |
10.5 L/70 |
|
|
|
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-8,+38 |
Боезапас |
|
76 |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
100 |
Борт корпуса |
mm |
80 |
Крыша корпуса |
mm |
|
Лоб башни |
mm |
100 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
11240 |
Длина шасси |
mm |
7050 |
Ширина полная |
mm |
3630 |
Высота полная |
mm |
2960 |
Высота прицельная |
mm |
2470 |
Ширина трака |
mm |
800 |
Колея |
mm |
2830 |
Опорная длина |
mm |
4340 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1.10 |
Клиренс |
mm |
480 |
Скорость макс |
km/hr |
26.8 |
Двигатель |
HP/rpm |
700/3000 |
Трансмиссия |
|
12 EV 170 |
Сцепление |
|
L600C |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
|
|
VK 70.01 |
|
|
W1661 |
Дата |
|
9Apr42 |
Вес |
t |
90 |
Пушка |
cm |
10.5 L/70 |
|
|
|
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-8,+38 |
Боезапас |
|
76 |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
120 |
Борт корпуса |
mm |
80/100 |
Крыша корпуса |
mm |
|
Лоб башни |
mm |
120 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
11640 |
Длина шасси |
mm |
7450 |
Ширина полная |
mm |
3630 |
Высота полная |
mm |
2960 |
Высота прицельная |
mm |
2470 |
Ширина трака |
mm |
800 |
Колея |
mm |
2830 |
Опорная длина |
mm |
4800 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1.17 |
Клиренс |
mm |
480 |
Скорость макс |
km/hr |
23 |
Двигатель |
HP/rpm |
800/3000 |
Трансмиссия |
|
12 EV 170 |
Сцепление |
|
L600C |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
|
|
"Löwe" |
|
|
W1662 |
Дата |
|
23Apr42 |
Вес |
t |
90 |
Пушка |
cm |
10.5 L/70 |
|
|
or 15L/40 |
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-8,+38 |
Боезапас |
|
80 (10.5) |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
120 |
Борт корпуса |
mm |
80/100 |
Крыша корпуса |
mm |
40 |
Лоб башни |
mm |
120 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
11670 |
Длина шасси |
mm |
7450 |
Ширина полная |
mm |
3830(4030) |
Высота полная |
mm |
3085 |
Высота прицельная |
mm |
2495 |
Ширина трака |
mm |
900(1000) |
Колея |
mm |
2930(3030) |
Опорная длина |
mm |
4960 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1 (0.9) |
Клиренс |
mm |
500 |
Скорость макс |
km/hr |
35 |
Двигатель |
HP/rpm |
HL 230 |
Трансмиссия |
|
12 EV 170 |
Сцепление |
|
L600C |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
|
|
"Löwe" |
|
|
W1663 |
Дата |
|
23Apr42 |
Вес |
t |
80 |
Пушка |
cm |
10.5 L/70 |
|
|
or 15 L/40 |
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-8,+38 |
Боезапас |
|
80 (10.5) |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
100 |
Борт корпуса |
mm |
80 |
Крыша корпуса |
mm |
|
Лоб башни |
mm |
100 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
11220 |
Длина шасси |
mm |
7450 |
Ширина полная |
mm |
3830(4030) |
Высота полная |
mm |
3085 |
Высота прицельная |
mm |
2495 |
Ширина трака |
mm |
900(1000) |
Колея |
mm |
2930(3030) |
Опорная длина |
mm |
4340 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1 (0.92) |
Клиренс |
mm |
500 |
Скорость макс |
km/hr |
35 |
Двигатель |
HP/rpm |
HL 230 |
Трансмиссия |
|
12 EV 170 |
Сцепление |
|
L600C |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
|
|
"Löwe" |
|
|
|
Дата |
|
11Мау42 |
Вес |
t |
90 |
Пушка |
cm |
15 L/40 |
|
|
|
Пулемет |
|
1 M.G. |
|
degrees |
-7,+30 |
Боезапас |
|
80 |
|
|
2000 M.G. |
Бронирование |
|
|
Лоб корпуса |
mm |
120 |
Борт корпуса |
mm |
80/100 |
Крыша корпуса |
mm |
40 |
Лоб башни |
mm |
120 |
Крыша башни |
mm |
40 |
Длина полная |
mm |
10760 |
Длина шасси |
mm |
7740 |
Ширина полная |
mm |
3830(4030) |
Высота полная |
mm |
3080 |
Высота прицельная |
mm |
2480 |
Ширина трака |
mm |
900(1000) |
Колея |
mm |
2930(3030) |
Опорная длина |
mm |
4960 |
Удельное давление |
kg/cm2 |
1 (0.9) |
Клиренс |
mm |
500 |
Скорость макс |
km/hr |
30 |
Двигатель |
HP/rpm |
2 Porsche |
Трансмиссия |
|
|
Сцепление |
|
KLL 800 |
Подвеска |
|
Torsion Bar |
В феврале 1942 г. ситуация заставила военных потребовать от промышленности ускорения сборки двух опытных машин 72-тонного класса с силовой установкой и бронированием как у танка "Тигр". Начало серийного производства этих танков планировалось еще до завершения их испытаний. Для перевозки перспективных танков подходили 50 изготовленных для танков "Тигр" железнодорожных транспортера. С фирмой Крупп был заключен контракт на изготовление двух Entwicklungsfahrzeuge VK. 70.01 (один с башней, второй с весовым макетом башни). В апреле 1942 г. шифр проекта поменялся с VK. 70.01 на Pz.Kpfw. Lowe ("Лев").
С февраля по май 1942 г. конструкторы спроектировали несколько альтернативных вариантов машины с различным расположением башни и моторного отделения, разными вариантами силовой передачи, разнообразным бронированием и своеобразным вооружением. После решения фюрера о начале проектирования еще более тяжелых танков, контракт на постройку двух прототипов шасси был 18 мая 1942 г. расторгнут. 20 июля 1942 г. фирме Крупп поступило распоряжение о сворачивании всех работ по башне для танка Pz.Kpfw. Lowe.
По материалам альманаха "История танка"
Московского общества истории техники
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи