Истребитель танков "Ягдтигр" - Техническое описание. Часть 2
Содержание
Истребитель танков "Ягдтигр"
Техническое описание
Техническое описание. Часть 2
Боевое применение

Истребитель танков

Трансмиссия "Ягд-тигра" состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммируемых планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое - двухпоточный механизм передач и поворота.

Ягдтигр

Коробка передач "Майбах" типа OLVAR В 401216 (или другое написание: OLVAR OG( В) 40 12 16В) продукции завода "Захнрадфабрик" ("Zahnradfabric") из Фридрихсхафена - безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала восемь передач вперед и четыре назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач достаточно было перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включат новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
В случае отказа гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Тяжелый истребитель танков Ягдтигр (Sd.Kfz.186) в музеях стран мира 
Ягдтигр в Англии Истребитель танков Ягдтигр в английском музее
Бовингтон - Англия Абердин - США
Истребитель танков Ягдтигр в России
Кубинка - Россия
нажмите на фото Ягдтигра для увеличения 

Особенностью коробки передач, устанавливавшейся на САУ "Ягд-тигр" и тяжелый танк "Королевский тигр" по сравнению с обычным "Тигром" Pz.Kpfw. VI Ausf.E являлось наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную.
Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал самоходной установке по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус поворота составлял 118 м, а минимальный - 3,01 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести САУ движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. где В - ширина самоходной установки.
Бортовые передачи - двухрядные. комбинированные, с разгруженным ведомым валом.
Механические дисковые тормоза LB900.4 были разработаны инженером Клаусом и изготовлены компанией "Аргус".

Ходовая часть использовавшаяся на тяжелых самоходных орудиях "Ягд-тигр", была двух типов. Геометрические параметры ходовой части но сравнению с конструктивно подобным "Королевским тигром" увеличились только по длине. Удлинение корпуса на 260-мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120-мм до 4240-мм. Однако из-за увеличения массы САУ по сравнению с танком более чем на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1.06 кг/см.

Сборка ходовой части типа САУ "Ягд-тигр" (так же как и аналогичной по конструкции ходовой части "Королевского тигра") была одной из наиболее трудоемких производственных операций, серьезно задерживавшей процесс серийного выпуска боевых машин. Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на "Ягд-тигре" подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков Scl.Kfz.l84 "Элефант" ("Фердинанд").

Опорные катки

Опорные катки ходовой части конструкции Хеншель

Особенностью подобной конструкции являлось то, что торсионы располагались не внутри корпуса, а снаружи, внутри тележки. Каждый из таких продольно расположенных торсионов "работал" на два опорных катка. Всего имелось восемь катков на каждый борт, сгруппированных попарно. Выигрыш в массе подвески составлял 2860 кг, а во времени изготовления и монтажа - несколько десятков часов.

Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла проводиться только в заводских условиях. Сборка же тележек конструкции Порше была возможна отдельно от корпуса, а их монтаж мог производиться без применения специального оборудования. Не представлял трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески конструкции Порше во фронтовых условиях. Известно, что всего изготовили четыре комплекта подвесок конструкции Порше и все они были установлены на боевые машины Sd.Kfz.186 первых выпусков. Размеры типового катка - 800 х 95-мм.

Истребитель танков Ягдтигр

Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона - 60-мм-63-мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размешенными внутри корпуса.Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650-мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 - двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 - 800-мм, а транспортных Kgs 73/660/52 - всего 600-мм. Транспортные гусеницы самоходной установки "Ягд-тигр" с ходовой частью фирмы "Хеншель" представляли собой боевые гусеницы танка "Пантера" и использовались для перевозки по железной дороге.

Схема действия подвески

Схема действия подвески Порше

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosh" GTLN 700/12 - 1500 LI мощностью 0.7 кВт, два аккумулятора "Bosh" емкостью 150 Ампч. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивающее напряжение в 24В необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер "Bosh" BPD 6/24 мощностью 4,4кВт и напряжением 24В, система зажигания, вентилятор рубки, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулемета. Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100Вт

Все истребители танков Sd.Kfz.186 оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном и 9,4 км телеграфом, а также системой внутренней связи "Bordsprechanlage В". В отличие от танка "Королевский тигр" антенный вывод САУ вместе с радиоантенной располагался не в задней части корпуса, а на крыше рубки"Ягд-тигра".

VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель)

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель)

Система пожаротушения была автоматическая и включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси "СВ" обшей емкостью 3 литра. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. В случае, если температура в силовом отделении превышала 120 градусов Цельсия, система разбрызгивала один заряд смеси в течение 7 секунд. При продолжении возгорания срабатывал другой заряд и.т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Выпуск "Ягд-тигров» начался в июле 1944 года в цехах завода "Нибелунгенвсрке" в г. Сент-Валентине. До конца года было изготовлено 48 (по другим данным - 51) самоходных орудий. 16 октября 1944 года англо-американская авиация совершила на предприятие в Сент-Валентине воздушный налет и сбросила на него около 143 тонн бомб. Производство "Ягд-тигров" на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами. До марта 1945 года, когда завод "Нибелунгенвсрке" был подвергнут еще одной массированной бомбардировке (на него сбросили около 258 тонн фугасных бомб), практически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другим данным - 28) "Ягд-тигров". Последнюю партию из новых 6 машин в Сент-Валентине собрали ко 2 мая 1945 года (их согласно архивным документам получали танкисты 501-го батальона тяжелых танков СС и неизвестно включили ли эту партию в заводскую документацию). Таким образом, в зависимости от подсчета и существующих документов может существовать сразу четыре цифры возможной численности выпушенных "Ягд-тигров": традиционные 74 (или 79 машин) или с учетом не заводских, а боевых документов - 80 (или 85) машин.

Тактико-технические характеристики
тяжелого истребителя танков Ягдтигр (Sd.Kfz.186)

VK4503(H) САУ с х/ч Хеншель

Заводской индекс
VK4503(H) САУ с х/ч "Хеншель"
Экипаж, чел.
6
Габаритные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед
10654
- ширина
3755
- высота
2945
- клиренс
495
Боевая масса, т
75,2
Высота линии огня, мм
2172
Толщина брони, мм:
- лоб корпуса
150
- борт и корма
80
- крыша
40
- днище
25-40
- лоб рубки
250
- борт и корма
80
Расход топлива, л/100 км
800
Максимальная скорость движения, км/ч:
- по шоссе
36
- по пересеченной местности
20
Запас хода, км:
- по шоссе
170
- по пересеченной местности
120
Емкость бака, л
860
Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град.
35
- ширина рва, м
2,5
- высота стенки, м
0,85
- глубина брода, м
1,6
Длина опорной поверхности, мм
4240
Удельное давление, кг/см2
1,06
Удельная мощность, л.с./т
9,3
Двигатель
"Майбах" (Maybach) HL 230 P30,
четырехтактный, карбюраторный,
12-цилиндровый, V-образный (угол развала 60 ),
жидкостного охлаждения, объемом 23095 см3,
мощностью 700 л.с. (515 кВт)
при 3000 оборотах в минуту
Средства связи
все САУ оснащались радиостанцией FuG 5,
имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном
и 9,4 км телеграфом, приемником FuG 2 и
системой внутренней связи Bordsprechanlage В

212/258 (Porsche) САУ с х/ч "Порше"

Заводской индекс
212/258 (Porsche) САУ с х/ч "Порше"
Экипаж, чел.
6
Габаритные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед
10370
- ширина
3590
- высота
3050
- клиренс
565
Боевая масса, т
74
Высота линии огня, мм
2172
Толщина брони, мм:
- лоб корпуса
150
- борт и корма
80
- крыша
40
- днище
25-40
- лоб рубки
250
- борт и корма
80
Расход топлива, л/100 км
790
Максимальная скорость движения, км/ч:
- по шоссе
36
- по пересеченной местности
20
Запас хода, км:
- по шоссе
170
- по пересеченной местности
120
Емкость бака, л
860
Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град.
35
- ширина рва, м
2,5
- высота стенки, м
0,85
- глубина брода, м
1,6
Длина опорной поверхности, мм
4415
Удельное давление, кг/см2
1,05
Удельная мощность, л.с./т
9,46
Двигатель
«Майбах» (Maybach) HL 230 P30,
четырехтактный, карбюраторный,
12-цилиндровый, V-образный (угол развала 60 ),
жидкостного охлаждения, объемом 23095 см3,
мощностью 700 л.с. (515 кВт)
при 3000 оборотах в минуту
Средства связи
все САУ оснащались радиостанцией FuG 5,
имевшей дальность действия 6,4 км,
телефоном и 9,4 км телеграфом, приемником FuG 2
и системой внутренней связи Bordsprechanlage В


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту