Танкостроение в СССР - Танки БТ, Т-28, Т-35
Содержание
Танкостроение в СССР
БТ, Т-28, Т-35

Танки БТ

Танки БТ прожили в Красной армии тоже яркую жизнь, однако их освоение промышленностью проходило значительно тяжелее по сравнению с Т-26. Изготовление первого танка БТ-2 оказалось трудным делом. 350 танков БТ-2 из 610 изготовленных в 1932-1933 годах не имели пушек и вооружались только пулеметами. При этом монтаж пулеметных установок производился силами воинских частей. В одном из донесений военпреда о выполнении заказа на 1933 год сказано, что, "несмотря на выполнение программы (вместо 1000 машин по плану сдано 1005), качество машин нельзя признать хорошим... За первое полугодие забраковано 5-8 % машин в месяц, за второе - 9-41 %, что говорит о снижении внимания к качеству, особенно по сборке".

Советский танк

Танк БТ-2

6 июня 1931 года И. А. Халепский утвердил задание на проектирование колесно-гусеничного танка по типу Кристи, который при массе в пределах 14 тонн, бронировании 13-20 мм и скорости не ниже 40 км/ч - на гусеницах и 70 км/ч - на колесах должен был вооружаться 37-мм и 76-мм пушками и двумя пулеметами. Причем одну пушку и один пулемет предполагалось установить во вращающейся башне, а остальные - в корпусе. Экипаж машины - не менее 3 человек. Согласно этим требованиям опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА под руководством Н. И. Дыренкова, разработало проект и построило в натуральную величину макет танка Д-38. 18 ноября 1931 года проект рассмотрели, но он был признан неудовлетворительным. В 1932 году, используя опыт работы над Д-38, КБ Дыренкова изготовило и установило на танк БТ-2 башню увеличенного размера  с 76-мм полковой пушкой укороченным откатом (ранее устанавливавшуюся на СУ-1) и пулеметом ДТ в раздельных установках. 25 марта 1932 года машина проходила испытания на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии, но этот вариант дальше опытного образца не пошел.

Башня танка Башня БТ-2
Башня БТ-2 с вооружением
из трех пулеметов

Башня БТ-2 с 37-мм пушкой
Б-3 образца 1931 г.

Башня БТ-5 Башня танка

Башня БТ-5, клепаная с 45-мм пушкой
20К и спаренным пулеметом ДТ калибра 7,62 мм

Башня БТ-5 и БТ-7 с 45-мм пушкой
20К образца 1934 г. и 7,62-мм пулеметом ДТ

Башня Башня БТ-7 и БТ-7М

Башня БТ-5 и БТ-7 сварная с 45-мм
пушкой 20К и пулеметом ДТ 7,62 мм

Башня коническая БТ-7 и БТ-7М
с 45-мм пушкой

В 1933 году Завод "Красный путиловец" спроектировал цилиндрическую башню с 76-мм пушкой, единую для танков Т-26 и БТ, но она была отвергнута из-за целого ряда недостатков. В итоге все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 года, имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. С новой башней танк стал несколько тяжелее, но скорость и бронирование у него не изменились. Танки БТ-5 воевали на реке Халхин-Гол, а также во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., в Польше и в советско-финляндскую кампанию. Всего в 1933-1934 годах было построено 1884 танка БТ-5.

Танк БТ-5

БТ-5 5-го механизированного корпуса, 1935 г.

Эксплуатация этих танков в предвоенное время выявила множество недостатков и у БТ-2, и у БТ-5. Но за свои скоростные качества танкисты их любили, многие научились на своих машинах даже прыгать с разгона через препятствия на 15-20 метров, а некоторые и больше.

Танк БТ-7 начали выпускать в 1935 году, он имел новый двигатель и целый ряд других усовершенствований. Первые образцы выпускались с цилиндрической башней, которую вскоре заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли на нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 году усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. В 1936-1937 гг. на части танков установили 76,2-мм пушку КТ с начальной скоростью снаряда 381 м/с (БТ-7А), которых было выпущено 155 единиц.

По сравнению с танками БТ-5 новый танк обладал улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и дальностью хода. Техническая надежность этих машин особенно выросла после установки в 1939 году на танки последней модификации БТ-7М дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизельный двигатель оказался прежде всего значительно экономичнее бензинового. Производство БТ-7М прекратили в связи с переходом на выпуск танков Т-34 весной 1940 года, а всего в СССР было выпущено более 8 тысяч танков БТ разных модификаций.

танк БТ-7

Советский танк БТ-7, 1935 г.

Как и на Т-26, на базе танка БТ создавались опытные огнеметные и радиоуправляемые танки -"телетанки", танки-мостоукладчики СБТ, имевшие башню от танка Т-38 и мостовой пролет длиной 9 м. В 1935 году на танке БТ-5 испытывали комплект металлических, а позднее - резиновых поплавков для преодоления водных препятствий. Также имелся вариант танка БТ-5 для подводного хождения - БТ-5ПХ, оснащенный воздухопитательной трубой для двигателя и комплектом резиновых уплотнений для герметизации танка. Глубина погружения его при этом составляла 5 метров. Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основными танками в частях РККА в предвоенный период. Они воевали у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны. В 1942-1943 году отдельные танки БТ-5 и даже БТ-2 все еще участвовали в боях. Вместе с ними сражались и БТ-7, причем и те, и другие в свой последний бой вместе с Т-26 вышли на Дальнем Востоке, где в 1945 году им вновь довелось воевать с японскими войсками.

Танк Т-28

Первым средним танком Красной армии явился Т-28, созданный и 1931-1934 гг. Опытный танк имел три башни, главная из которых была вооружена 45-мм орудием, но на серийных машинах в главной башне установили короткоствольную 76,2-мм пушку. В башне было еще 2 пулемета - один спереди, другой сзади, передний наводился отдельно от пушки. Еще два находились в малых пулеметных башенках по обе стороны от места механика-водителя.

Танк СССР

Танк Т-28

Среднее удельное давление на грунт 0,66-0,72 кг/см2 - для такой машины было невелико, а удачный выбор элементов подвески обеспечивал плавный ход и достаточно хорошую проходимость. Саму подвеску прикрывал броневой фальшборт. В 1938 году на Т-28 установили более мощную 76,2-мм пушку со стволом длиной 26 калибров, а на последних экземплярах цилиндрическую башню заменили конической. Во время "зимней войны" с Финляндией (1939-1940 гг.) выявилась недостаточная бронезащита, и часть танков срочно добронировали при помощи дополнительных бронеэкранов. Толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80-мм, бортовой и кормовой - 40 мм, масса танка возросла до 31-32 тонн. На Т-28 испытывали навесной противоминный трал, а в 1938 году изготовили инженерный ИТ-28 с 13-метровым мостом грузоподъемностью 50 тонн. Боевая масса ИТ-28-38 т, экипаж - 5 человек, 2 пулемета, наведение моста осуществлялось за 3 минуты. Т-28 выпускались до 1940 года (всего более 600 единиц), и они также участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.

Танк Т-35

Танк Т-35 предназначался для качественного усиления войск при прорыве особо сильно укрепленных позиций противника. Его проект разработали в 1932 году, в следующем году после испытаний опытного образца и доработки приняли на вооружение и приступили к серийному производству. В войска он начал поступать в 1934 году.

Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком. Башня танка была унифицирована с танком Т-28 и имела вращающийся с ней полик и электропривод для грубой наводки. В двух башнях с 45-мм пушками имелись спаренные пулеметы и в еще двух - только пулеметы. Такое расположение вооружения позволяло сосредоточивать огонь 76,2-мм, и 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед-назад и по любому борту. 8 опорных катков малого диаметра были сблокированы по два и имели резиновые бандажи. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым фальшбортом. Среднее удельное давление на грунт - 0,78 кг/см2 - для такой тяжелой машины было небольшим. Все Т-35 оснащались радиостанциями: сначала поручневыми, а затем штыревыми.

тяжелый танк

Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

Последние танки этого типа имели лобовую броню толщиной 50 мм и конические башни. Эксплуатация этих машин выпуска 1933-1936 гг. выявила низкую надежность и слабые тяговые характеристики. По донесениям командиров Т-35, "танк преодолевал подъем только в 17 градусов, не мог выйти из большой лужи". Движение по мостам было строго регламентировано, так как танк мог застрять. В целом, внешне танк получился эффектным, но боевая ценность оказалась не очень велика. Традиционно считается, что Т-35 создавался по типу английского танка "Индепендент", однако в архивных документах нет сведений о том, что комиссия Халепского им интересовалась.

Советский тяжелый танк прорыва

Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация № 5/2000);
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941;
  • В. Шунков. Красная армия;
  • Zaloga, Steven J. "Soviet Tank Operations in the Spanish Civil War";
  • Chamberlain, Peter, and Chris Ellis. Tanks of The World.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту