War Thunder Детально воссозданные модели самолетов и наземных машин: танков, САУ и др.

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танкостроение в СССР - Танки БТ, Т-28, Т-35
Содержание
Танкостроение в СССР
БТ, Т-28, Т-35

Танки БТ

Танки БТ прожили в Красной армии тоже яркую жизнь, однако их освоение промышленностью проходило значительно тяжелее по сравнению с Т-26. Изготовление первого танка БТ-2 оказалось трудным делом. 350 танков БТ-2 из 610 изготовленных в 1932-1933 годах не имели пушек и вооружались только пулеметами. При этом монтаж пулеметных установок производился силами воинских частей. В одном из донесений военпреда о выполнении заказа на 1933 год сказано, что, "несмотря на выполнение программы (вместо 1000 машин по плану сдано 1005), качество машин нельзя признать хорошим... За первое полугодие забраковано 5-8 % машин в месяц, за второе - 9-41 %, что говорит о снижении внимания к качеству, особенно по сборке".

Советский танк

Танк БТ-2

6 июня 1931 года И. А. Халепский утвердил задание на проектирование колесно-гусеничного танка по типу Кристи, который при массе в пределах 14 тонн, бронировании 13-20 мм и скорости не ниже 40 км/ч - на гусеницах и 70 км/ч - на колесах должен был вооружаться 37-мм и 76-мм пушками и двумя пулеметами. Причем одну пушку и один пулемет предполагалось установить во вращающейся башне, а остальные - в корпусе. Экипаж машины - не менее 3 человек. Согласно этим требованиям опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА под руководством Н. И. Дыренкова, разработало проект и построило в натуральную величину макет танка Д-38. 18 ноября 1931 года проект рассмотрели, но он был признан неудовлетворительным. В 1932 году, используя опыт работы над Д-38, КБ Дыренкова изготовило и установило на танк БТ-2 башню увеличенного размера  с 76-мм полковой пушкой укороченным откатом (ранее устанавливавшуюся на СУ-1) и пулеметом ДТ в раздельных установках. 25 марта 1932 года машина проходила испытания на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии, но этот вариант дальше опытного образца не пошел.

Башня танка Башня БТ-2
Башня БТ-2 с вооружением
из трех пулеметов

Башня БТ-2 с 37-мм пушкой
Б-3 образца 1931 г.

Башня БТ-5 Башня танка

Башня БТ-5, клепаная с 45-мм пушкой
20К и спаренным пулеметом ДТ калибра 7,62 мм

Башня БТ-5 и БТ-7 с 45-мм пушкой
20К образца 1934 г. и 7,62-мм пулеметом ДТ

Башня Башня БТ-7 и БТ-7М

Башня БТ-5 и БТ-7 сварная с 45-мм
пушкой 20К и пулеметом ДТ 7,62 мм

Башня коническая БТ-7 и БТ-7М
с 45-мм пушкой

В 1933 году Завод "Красный путиловец" спроектировал цилиндрическую башню с 76-мм пушкой, единую для танков Т-26 и БТ, но она была отвергнута из-за целого ряда недостатков. В итоге все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 года, имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. С новой башней танк стал несколько тяжелее, но скорость и бронирование у него не изменились. Танки БТ-5 воевали на реке Халхин-Гол, а также во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., в Польше и в советско-финляндскую кампанию. Всего в 1933-1934 годах было построено 1884 танка БТ-5.

Танк БТ-5

БТ-5 5-го механизированного корпуса, 1935 г.

Эксплуатация этих танков в предвоенное время выявила множество недостатков и у БТ-2, и у БТ-5. Но за свои скоростные качества танкисты их любили, многие научились на своих машинах даже прыгать с разгона через препятствия на 15-20 метров, а некоторые и больше.

Танк БТ-7 начали выпускать в 1935 году, он имел новый двигатель и целый ряд других усовершенствований. Первые образцы выпускались с цилиндрической башней, которую вскоре заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли на нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 году усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. В 1936-1937 гг. на части танков установили 76,2-мм пушку КТ с начальной скоростью снаряда 381 м/с (БТ-7А), которых было выпущено 155 единиц.

По сравнению с танками БТ-5 новый танк обладал улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и дальностью хода. Техническая надежность этих машин особенно выросла после установки в 1939 году на танки последней модификации БТ-7М дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизельный двигатель оказался прежде всего значительно экономичнее бензинового. Производство БТ-7М прекратили в связи с переходом на выпуск танков Т-34 весной 1940 года, а всего в СССР было выпущено более 8 тысяч танков БТ разных модификаций.

танк БТ-7

Советский танк БТ-7, 1935 г.

Как и на Т-26, на базе танка БТ создавались опытные огнеметные и радиоуправляемые танки -"телетанки", танки-мостоукладчики СБТ, имевшие башню от танка Т-38 и мостовой пролет длиной 9 м. В 1935 году на танке БТ-5 испытывали комплект металлических, а позднее - резиновых поплавков для преодоления водных препятствий. Также имелся вариант танка БТ-5 для подводного хождения - БТ-5ПХ, оснащенный воздухопитательной трубой для двигателя и комплектом резиновых уплотнений для герметизации танка. Глубина погружения его при этом составляла 5 метров. Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основными танками в частях РККА в предвоенный период. Они воевали у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны. В 1942-1943 году отдельные танки БТ-5 и даже БТ-2 все еще участвовали в боях. Вместе с ними сражались и БТ-7, причем и те, и другие в свой последний бой вместе с Т-26 вышли на Дальнем Востоке, где в 1945 году им вновь довелось воевать с японскими войсками.

Танк Т-28

Первым средним танком Красной армии явился Т-28, созданный и 1931-1934 гг. Опытный танк имел три башни, главная из которых была вооружена 45-мм орудием, но на серийных машинах в главной башне установили короткоствольную 76,2-мм пушку. В башне было еще 2 пулемета - один спереди, другой сзади, передний наводился отдельно от пушки. Еще два находились в малых пулеметных башенках по обе стороны от места механика-водителя.

Танк СССР

Танк Т-28

Среднее удельное давление на грунт 0,66-0,72 кг/см2 - для такой машины было невелико, а удачный выбор элементов подвески обеспечивал плавный ход и достаточно хорошую проходимость. Саму подвеску прикрывал броневой фальшборт. В 1938 году на Т-28 установили более мощную 76,2-мм пушку со стволом длиной 26 калибров, а на последних экземплярах цилиндрическую башню заменили конической. Во время "зимней войны" с Финляндией (1939-1940 гг.) выявилась недостаточная бронезащита, и часть танков срочно добронировали при помощи дополнительных бронеэкранов. Толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80-мм, бортовой и кормовой - 40 мм, масса танка возросла до 31-32 тонн. На Т-28 испытывали навесной противоминный трал, а в 1938 году изготовили инженерный ИТ-28 с 13-метровым мостом грузоподъемностью 50 тонн. Боевая масса ИТ-28-38 т, экипаж - 5 человек, 2 пулемета, наведение моста осуществлялось за 3 минуты. Т-28 выпускались до 1940 года (всего более 600 единиц), и они также участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.

Танк Т-35

Танк Т-35 предназначался для качественного усиления войск при прорыве особо сильно укрепленных позиций противника. Его проект разработали в 1932 году, в следующем году после испытаний опытного образца и доработки приняли на вооружение и приступили к серийному производству. В войска он начал поступать в 1934 году.

Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком. Башня танка была унифицирована с танком Т-28 и имела вращающийся с ней полик и электропривод для грубой наводки. В двух башнях с 45-мм пушками имелись спаренные пулеметы и в еще двух - только пулеметы. Такое расположение вооружения позволяло сосредоточивать огонь 76,2-мм, и 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед-назад и по любому борту. 8 опорных катков малого диаметра были сблокированы по два и имели резиновые бандажи. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым фальшбортом. Среднее удельное давление на грунт - 0,78 кг/см2 - для такой тяжелой машины было небольшим. Все Т-35 оснащались радиостанциями: сначала поручневыми, а затем штыревыми.

тяжелый танк

Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

Последние танки этого типа имели лобовую броню толщиной 50 мм и конические башни. Эксплуатация этих машин выпуска 1933-1936 гг. выявила низкую надежность и слабые тяговые характеристики. По донесениям командиров Т-35, "танк преодолевал подъем только в 17 градусов, не мог выйти из большой лужи". Движение по мостам было строго регламентировано, так как танк мог застрять. В целом, внешне танк получился эффектным, но боевая ценность оказалась не очень велика. Традиционно считается, что Т-35 создавался по типу английского танка "Индепендент", однако в архивных документах нет сведений о том, что комиссия Халепского им интересовалась.

Советский тяжелый танк прорыва

Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация № 5/2000);
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941;
  • В. Шунков. Красная армия;
  • Zaloga, Steven J. "Soviet Tank Operations in the Spanish Civil War";
  • Chamberlain, Peter, and Chris Ellis. Tanks of The World.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки

Информация

Новости

Искусство средневековой войны

Популярные новости

Объявления

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту