В ходе операции в зависимости от характера повреждений и неисправностей танков и САУ, объема и сложности ремонтных работ существовали три вида ремонта: текущий, средний и капитальный. Каждый из них требовал своих определенных сроков и условий. Взводы и роты технического обеспечения бронетанковых частей (соединений), как правило, осуществляли текущий ремонт танков и САУ и оказывали помощь экипажам в обслуживании бронетанковой техники. Сущность этого ремонта сводилась в основном к устранению неисправностей путем замены поврежденных деталей, механизмов и приборов, а также к производству регулировочных, крепежных, сварочных и слесарно-механических работ. Большинство машин восстанавливалось в тех местах, где они выходили из строя.
Корпусные ремонтные части (подвижные танкоремонтные базы) производили, как правило, средний ремонт, в ходе которого заменялись поврежденные или восстанавливались изношенные агрегаты и узлы, проверялись техническое состояние и надежность крепления остальных агрегатов и вооружения. Кроме того, они занимались частично и текущим ремонтом, так как у ремонтных подразделений бронетанковых частей не хватало на него времени. Большую часть работ они выполняли на сборных пунктах аварийных машин (СПАМ) корпусов. Ремонтные батальоны армий в первые дни операций вместе с эвакуационными ротами выполняли функции технического замыкания. В дальнейшем они даже восстанавливали танки, требовавшие капитального ремонта.
При ведении напряженных боевых действий и сравнительно небольшом темпе продвижения, а также при наступлении соединений армии на значительно удаленных друг от друга направлениях армейскими ремонтными батальонами и эвакоротами довольно часто усиливали корпуса. Так было, например, в 5-й гвардейской танковой армии в Восточно-Прусской операции. В операциях 1945 года в некоторых танковых армиях все ремонтно-эвакуационные средства использовались централизованно. Так было, например, в 1-й гвардейской танковой армии в ходе Висло-Одерской наступательной операции.
Значительный интерес представляют и вопросы сокращения сроков восстановления поврежденных машин, повышения эффективности технической разведки, быстрой эвакуации техники и организации ее ремонта. При ведении напряженных боевых действий и сравнительно небольшом темпе продвижения, а также при наступлении соединений армии на значительно удаленных друг от друга направлениях армейскими ремонтными батальонами и эвакоротами довольно часто усиливали корпуса. Так было, например, в 5-й гвардейской танковой армии в Восточно-Прусской операции. В операциях 1945 года в некоторых танковых армиях все ремонтно-эвакуационные средства использовались централизованно. Так было, например, в 1-й гвардейской танковой армии в ходе Висло-Одерской наступательной операции.
Для определения местонахождения и состояния поврежденных танков и САУ в танковых армиях создавалось несколько групп технической разведки на автомашинах. В 1-й гвардейской танковой армии, например, из офицеров армейского управления бронетанкового ремонта и снабжения и эвакорот в 1944 году было создано 8-10 групп технической разведки, каждая из которых вела ее в радиусе до 25-30 км. Данные технической разведки наносились на рабочую топокарту помощника командующего армией по технической части. На ней в зависимости от положения и состояния поврежденной, аварийной и застрявшей техники наносились пути подъезда, а в легенде давалась характеристика повреждений. Все это способствовало быстрому и целеустремленному использованию производственных возможностей эвакуационных и ремонтных частей и сокращало время простоя машин. Для ускорения эвакуации поврежденной техники на сборные пункты корпусов в некоторых армиях (2-я гвардейская танковая армия с лета 1944 г.) при подвижных танкоремонтных базах были созданы из списанных танков и трофейных тягачей дополнительные эваковзводы в составе 3-4 машин.
С целью сокращения сроков восстановления поврежденной техники широко применялась специализация ремонтных частей и подразделений, в практику работы которых внедрялся прогрессивный агрегатный метод. Способ замены неисправных агрегатов и узлов исправными резко сократил время нахождения машин в ремонте. Благодаря ему повысилась подвижность ремонтных частей войскового звена, упростился полевой ремонт и увеличились их производственные возможности. Важную роль в ускорении процесса восстановления бронетанковой техники сыграла также организация тесного взаимодействия между эвакуационными и ремонтными подразделениями (частями), которая достигалась расположением последних на сборных пунктах аварийных машин. В результате этого сократилось время, затрачиваемое на поиски машин и выезд к ним ремонтных бригад.
В ряде случаев часть поврежденной техники приходилось ремонтировать на месте выхода ее из строя. Чаще всего такой метод ремонта применялся при быстром темпе продвижения наших войск и при действиях в условиях труднопроходимой местности, когда эвакуация была сопряжена с серьезными подготовительными работами и потерей значительного времени. На месте в первую очередь восстанавливались те машины, которые не требовали большого ремонта. Помимо этого, некоторая часть ремонта выполнялась в процессе технического обслуживания машин (например, в 4-й танковой армии в Висло-Одерской операции, когда из 739 текущих ремонтов 380 было выполнено во время технического обслуживания).
Творческий подход к ремонту боевой техники позволил успешно решать задачи восстановления ее в различных операциях. В 1944 году, например, в ходе Львовско-Сандомирской операции 1-я гвардейская танковая армия отремонтировала 80 проц. поврежденных танков и САУ. В операциях 1945 года восстанавливалось и вводилось в строй 90 проц. боевых машин.
Проведение организационных мероприятий в ходе боевых действий вызывалось также необходимостью восстановления боеспособности соединений танковых армий. Наиболее целесообразным считалось, как показала боевая практика, сохранение прежней организационной структуры танковых подразделений и соединений, но сокращенного состава. Сущность этого способа состояла в сокращении количества вначале рот в батальонах, затем батальонов в бригадах, а в некоторых случаях и бригад в корпусах. Основными мероприятиями при применении этого способа восстановления боеспособности войск являлись: сбор данных о состоянии и положении подразделений и частей, понесших потери, проведение необходимых организационных изменений, укрепление морально-психологического состояния личного состава переформировываемых подразделений и частей, восполнение потерь в технике, экипажах и расчетах, пополнение запасов материальных средств. В тех случаях, когда, несмотря на большие потери, боевая обстановка не позволяла выводить танковые корпуса в тыл на переформирование, в них из сохранившихся подразделений бригад временно создавался сводный отряд.
Так, в Белгородско-Харьковской операции в 5-й гвардейской танковой армии сложились благоприятные условия для преследования противника, отходившего к Днепру, а в ее соединениях оставалось всего 66 исправных танков, что составляло 12 проц. их первоначальной численности. В штабах корпусов к этому времени офицеров было всего 30-35 проц. Потери средств связи в ряде соединений доходили до 75 проц. Из строя было выведено до 85 проц. командиров рот и батальонов. В этих условиях командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал П. А. Ротмистров с разрешения командования фронта укомплектовал оставшимися танками и личным составом по одной бригаде в каждом из трех корпусов, усилил их артиллерией, а затем объединил в один сводный армейский отряд. Для руководства действиями отряда в бою на базе 5-го гвардейского механизированного корпуса был создан штаб отряда под командованием командира корпуса. Из двух других корпусов в штаб отряда передавались две радиостанции большой мощности и три средней. Оперативное и разведывательное отделения штаба отряда усиливались офицерами штаба армии.
Эти мероприятия позволили командующему армией успешно продолжать наступление и одновременно вывести остальную часть армии в районы сосредоточения для восстановления боеспособности.
Поддержание высокого морального духа личного состава осуществлялось командирами, штабами и политорганами на протяжении всей операции. Особое внимание они уделяли проведению целеустремленной партийно-политической работы. Основными направлениями ее являлись: организаторская работа по идейно-политическому и воинскому воспитанию, личный пример коммунистов и комсомольцев, прием лучших воинов в ряды партии и комсомола, хорошо налаженная информация о героических подвигах экипажей, расчетов и подразделений. Широко использовалось моральное стимулирование: награждение орденами и медалями отличившихся воинов, частей и соединений, присвоение гвардейских званий, объявление благодарностей в приказах и т. д. Большую работу в период восстановления боеспособности войск проводили политотделы танковых армий. Они помогали укреплять низовые партийные организации.
Эта задача решалась путем приема в партию отличившихся в боях воинов. В 1-й гвардейской танковой армии, например, в ходе Львовско-Сандомирской операции было принято в ряды партии 2126 человек. Одновременно с этим производился перевод членов и кандидатов в члены партии из тыловых частей в боевые, при этом уделялось много внимания правильному распределению коммунистов и комсомольцев, прибывших в составе пополнения. Центром партийно-политической работы в бронетанковых войсках являлись танковые и мотострелковые роты. С целью обеспечения партийного влияния в каждом взводе создавались партийно-комсомольские группы. Широко развернутая партийно-политическая работа являлась важнейшим фактором поддержания боеспособности войск. Постоянное общение командиров и политработников с личным составом, разъяснение ему стоящих боевых задач способствовали росту политического подъема, укреплению дисциплины в войсках.
Пополнение материальных запасов танковых армий имело в годы войны чрезвычайно важное значение для поддержания их боеспособности. С выходом на оперативный простор танковые армии быстро отрывались от баз, часто на очень значительное расстояние. В Висло-Одерской операции тыл 2-й гвардейской танковой армии отстал на 300-470 км, а 3-й гвардейской танковой армии - на 350 км. Армейский транспорт, обладая недостаточной грузоподъемностью, не мог обеспечить в этих условиях своевременный подвоз материальных средств, и в первую очередь горючего. Вследствие этого армии в ряде случаев были вынуждены простаивать в ожидании заправочных средств, ведя боевые действия лишь отдельными подразделениями. Так, 2-я гвардейская танковая армия в Висло-Одерской операции из 16 дней наступления ожидала горючее в общей сложности 5 дней - 30 проц. времени, а 4-я танковая армия - 6 дней, т. е. 33 проц. времени от продолжительности операции. Оставшись без горючего, армии фактически становились небоеспособными.
Опыт войны показал, что для успешного пополнения войск материальными запасами важное значение имело эшелонирование тыла армии и использование различных средств подвоза. Тыл танковой армии обычно делился на два эшелона. Первый составлял его подвижную часть и включал в себя отделения складов с запасами материальных средств, отделения полевых хлебозаводов, транспортные, дорожные, ремонтные и медицинские части. Он предназначался для обеспечения войск непосредственно в ходе операции и поэтому следовал за войсками и работал, не отрываясь от них. В состав второго эшелона входили тыловые части и учреждения, а также материальные запасы, которые не могли быть подняты имевшимся в армии автомобильным транспортом. Они, как правило, оставались в районе размещения армейской базы.
Подвоз материальных средств в зависимости от конкретных условий обстановки и наличия транспорта осуществлялся различными способами. При удалении соединений армии от армейской базы в пределах 100 км для подвоза использовался автотранспорт соединений. При большем удалении развертывалось головное отделение армейской базы на грунте. При высоких темпах наступления материальные средства часто подвозились армейским автотранспортом до корпусных обменных пунктов, а иногда и непосредственно в бригады. В Висло-Одерской операции в 1-й гвардейской танковой армии подвоз в бригады горюче-смазочных материалов армейским транспортом составил 65 проц., а в 4-й танковой армии - 74 проц.
Для подвоза горючего и других материальных средств в ряде случаев из трофейного подвижного состава формировались железнодорожные составы (летучки). Во 2-й гвардейской танковой армии в Висло-Одерской операции было сформировано, например, два таких состава. Они подвозили войскам грузы по западноевропейской колее. В некоторых операциях во время распутицы, а также при нарушении противником тыловых коммуникаций материальные средства доставлялись самолетами. Например, в Белорусской операции для 5-й гвардейской и 2-й танковых армий по воздуху было доставлено 1182 т горючего, 1240 т боеприпасов и около 1000 т технического имущества, а для б-й гвардейской танковой армии в Хингано-Мукденской операции воздушным путем было перевезено 2047 т горючего и 80 т боеприпасов. Творческий подход к решению вопроса своевременного подвоза материальных средств с комплексным использованием всех видов транспорта способствовал достижению успеха в операциях и поддержанию боеспособности танковых армий.
Таким образом, приобретенный в годы Великой Отечественной войны опыт поддержания и восстановления боеспособности танковых армий в значительной части не потерял своей ценности и сегодня. Опыт минувшей войны показал, что при решении вопроса боеспособности войск в ходе наступления следует в первую очередь (в зависимости от обстановки) проводить в жизнь такие мероприятия, которые дают максимум результатов. Восстанавливать необходимо те части и соединения армии, которые предназначены для действий на направлении главного удара, используя для этого прежде всего собственные ресурсы. Умелое проведение рассмотренных выше мероприятий по поддержанию и восстановлению боеспособности танковых войск с учетом современных требований явится важнейшим вкладом в решение этой проблемы в новых, более сложных условиях обстановки.
Профессор генерал армии А. РАДЗИЕВСКИЙ
"Военно-исторический журнал" №3, 1976 год