War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танк "Пантера" - Трансмиссия

Танк T-V "Пантера"

VI. Трансмиссия

(Рис. 21-26)

Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам танка передается трансмиссией, в которую входят: карданная передача, многодисковый главный фрикцион, коробка перемены передач с планетарным механизмом поворота танка и бортовые передачи.

Карданная передача.

Карданная передача состоит из двух карданных валов, последовательно соединенных между собой. Каждый карданный вал имеет на концах шарниры. Первый карданный вал фланцами, имеющимися у шарниров, жестко соединен с одной стороны с маховиком двигателя, с другой стороны - с раздаточной коробкой. Второй карданный вал также при помощи фланцев соединен с одной стороны с раздаточной коробкой, с другой с тороны - с валом главного фрикциона.

Главный фрикцион.

(Рис. 21).

Главный фрикцион многодисковый, сухой, установлен в общем блоке с коробкой перемены передач и планетарным механизмом поворота. Защищен главный фрикцион закрытым картером. Основные части главного фрикциона: ведущий барабан 3 (рис. 21) с двумя ведущими дисками 11 и нажимным диском 5, три ведомых диска 4, ведущий вал 1 главного фрикциона, нажимная пружина 8, три нажимных рычага 6 с опорами, регулировочная шайба 7 и привод управления главным фрикционом. Ведущий барабан 3 главного фрикциона прикреплен к фланцу вала, покоящегося на двух подшипниках. С одной стороны вала имеется шлицовое отверстие, в которое вставляется хвостовик фланца шарнира карданного вала, с другой стороны - гнездо для подшипника ведомого вала главного фрикциона.

Главный фрикцион

Рис. 21. Главный фрикцион:

1 - ведущий вал; 2 - картер фрикциона; 3 - ведущий барабан; 4 - ведомые диски; 5 - нажимной диск; 6 - нажимные рычаги; 7 - опорная муфта (регулировочная); 8 - нажимная пружина; 9 - вал, передающий крутящий момент на поворотный механизм; 10 - скользящая муфта выключения фрикциона; 11 - ведомые диски; 12 - ведомый вал фрикциона.

На поверхности вала имеется червяк привода тахометра. Внутри барабана болтами укреплены шесть шпонок, удерживающих ведущие диски 11 от провертывания относительно барабана. К ведущему барабану 3 болтами прикреплен кожух главного фрикциона, в котором имеются опорное гнездо для нажимной пружины 8, отверстия для прохода стержней, соединяющих плечи рычагов со скользящей муфтой 10 выключения фрикциона, и установочные гнезда для нажимного диска 5. Два ведущих диска, установленных в барабане, сделаны пустотелыми с целью более интенсивного их охлаждения; своими прорезями диски находят на шпонки, при этом они могут свободно перемещаться только вдоль оси. Для более полного размыкания ведущих и ведомых дисков на боковых поверхностях ведущих дисков установлено по три двуплечих рычага с пружинами (на рисунке не показано).

Плечи рычагов, упираясь в выступы, всегда стремятся разомкнуть диски, что обеспечивает быстрое и полное выключение фрикциона. Кроме того, на нажимном диске 5 установлено три пружинки, которые при выключении фрикциона отводят нажимной диск от ведомого диска. На нажимном диске имеется три подушки, в которые рычаги выключения фрикциона упираются своими короткими плечами. Между плоскостями нажимного диска и ведущих дисков поставлено три ведомых диска, выполненных из сплава алюминия. К поверхности ведомых дисков приклеены кольца из фрикционного материала. Диски имеют приклепанные к ним стальные муфты со шлицами для соединения с валом 12.

Ведомые диски посажены на шлицевую часть ведомого вала 12 главного фрикциона. Шлицевое соединение дисков с валом позволяет им при выключении фрикциона перемещаться вдоль оси. Ведомый вал главного фрикциона одним концом входит в подшипник, находящийся на валу ведущего барабана 3, а другим - в шлицы первичного вала коробки перемены передач. Нажимная пружина 8 одним концом упирается в скользящую муфту 10, а другим - в гнездо на кожухе фрикциона и таким образом стремится всегда держать главный фрикцион включенным; при этом усилие от пружины передается через три стержня на нажимные рычаги 6, которые, опираясь на регулировочную шайбу 7, передают усилие на нажимной диск 5, прижимая ведущие диски к ведомым. Для выключения главного фрикциона следует нажать на ножную педаль. При нажиме ногой на педаль усилие передается системой рычагов на скользящую муфту 10, которая, перемещаясь, сжимает нажимную пружину; при этом нажимные рычаги отходят от нажимного диска, а двуплечие рычаги раздвигают ведущие диски настолько, что сцепление между ведущими и ведомыми дисками уже невозможно. По мере износа фрикционного материала необходимо регулировочную шайбу 7 завинчивать настолько, чтобы вновь получить нормальное сцепление.

Коробка перемены передач

(Рис. 22-24)

Танк Т-V "Пантера" имеет семискоростную механическую коробку перемены передач с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении. Передачи включаются при помощи кулачковых муфт, снабженных синхронизаторами. Включаются кулачковые муфты при помощи системы рычагов, приводимых в движение рычагом переключения передач. Все валы и шестерни коробки перемены передач находятся в закрытом картере. Смазываются детали коробки перемены передач маслом, подаваемым к трущимся поверхностям шестеренчатым масляным насосом, а также разбрызгиванием.

Пустотелый первый первичный вал 1 (рис. 22), через который проходит вал, приводящий в движение детали поворотного механизма, находится в постоянной связи со вторым первичным валом 2 через шестерни, из которых шестерни 3 и 6 соединены жестко с валами, а 4 и 5 свободно посажены на вторичный рал. На первом первичном валу, кроме жестко сидящей шестерни 3, свободно сидят шестерни: IV передачи 7, V передачи 8, VII передачи 9 и VI передачи 10. На втором первичном валу, кроме жестко сидящей шестерни 6, свободно посажены шестерни II 11 и I 12 передач и шестерня 13 заднего хода. Шестерня заднего хода имеет возможность перемещаться на валу в продольном направлении, так как посажена на шлицах.

На вторичном валу жестко посажены коническая шестерня 14 и шестерни: IV, I передач и заднего хода, V передачи 16, VII передачи 17, VI передачи 18 и III передачи 5, сидящей свободно. На вал 19 заднего хода на шлицах посажена шестерня 20, входящая в зацепление с шестерней 13 второго первичного вала, и свободно посажена шестерня 21, входящая в зацепление с шестерней 15 вторичного вала.

Коробка перемены передач
Схема Продольный разрез
Рис. 22. Схема коробки перемены передач и механизма
поворота танка
Рис. 23. Продольный разрез
коробки перемены
передач
нажмите на изображение, чтобы увеличить

Все валы коробки перемены передач покоятся на шариковых и роликовых подшипниках. Свободно, сидящие на валах шестерни также имеют шариковые подшипники. Передачи включаются при помощи кулачковых муфт. Муфты включения передач от второй и выше снабжены синхронизаторами. Кулачковая муфта (рис. 23) имеет обойму 1, на наружной поверхности обоймы имеется прорез, в который входят лапки рычага, перемещающего обойму. На внутренней поверхности обоймы имеются шлицы. Обойма надета на муфту 2, которая соединена с валом при помощи шлиц. На наружной поверхности муфты имеются шлицы, по которым при перемещениях вдоль оси вала скользит обойма, и стопорное устройство, состоящее из шарика 4 и пружины 5. Боковые поверхности муфты с обеих сторон имеют конуса 3.

При включении передачи обойма, перемещаясь вправо или влево, при помощи стопорного устройства ведет по шлицам вала и муфту, до тех пор пока конус муфты будет плотно прижат к конусу на шестерне; при этом возникающие на поверхности конусов силы трения тормозят шестерню и этим обеспечивают синхронность вращения ее с муфтой. При дальнейшем перемещении наружной обоймы шарик стопора, выходя из гнезда, позволит обойме переместиться еще настолько, что шлицы обоймы войдут в зацепление с зубцами, имеющимися на ступице шестерни, и тогда шестерня, будучи жестко соединена с валом, будет передавать крутящий момент от двигателя на вторичный вал.

Для предотвращения возможности включения одновременно двух передач в коробке перемены передач имеются специальные замки и фиксатор. Шестерни и подшипники коробки перемены передач смазываются в основном разбрызгивающимся маслом, заливаемым в картер коробки перемены передач. Часть шестерен смазывается маслом, подаваемым по трубкам от шестеренчатого маслонасоса. Одновременно со смазкой шестерен коробки перемены передач масло, заливаемое в картер, смазывает и шестерни механизма поворота танка "Пантера". Для заливки масла в картер в верхней крышке картера имеется горловина. Уровень масла проверяется щупом. Схема положений рычага при переключении передач показана на рис. 24.

Схема положений рычага

Рис. 24. Схема положений рычага переключения коробки перемены передач.

Для включения передач заднего хода, а также VI и него хода, а также VI и VII передач необходимо поднять защелку, имеющуюся на рычаге переключения передач. Спидометр приводится во вращение при помощи червяка, посаженного на вторичный вал, при этом трос привода спидометра отводится от колонки, установленной в верхней крышке коробки перемены передач. Крутящий момент от коробки перемены передач к бортовым передачам передается через пару конических шестерен и планетарную систему механизма поворота танка.

Механизм поворота танка

Механизм поворота (рис. 25) танка состоит из планетарных систем фрикционов и тормозов. Управление механизмом поворота осуществляется двумя рычагами. Рычаги действуют одновременно на механический привод и гидравлический сервомеханизм.В механизм поворота танка входит распределительная передача, которая состоит из валов 22 (рис. 22), передающих крутящий момент от двигателя на механизм поворота танка, системы зубчатых цилиндрических шестерен 23, 24, конических шестерен 25, планетарных передач 26, фрикционов 27 и тормозов 28, 29. Распределительная передача передает крутящий момент от двигателя к солнечным шестерням планетарных передач механизма поворота.

Фрикционы служат для присоединения и отъединения солнечных шестерен от распределительной передачи. Тормозами 28 солнечные шестерни удерживаются в неподвижном состоянии при движении по прямой. Бортовые тормозы 29 служат для затормаживания движителя при резких поворотах и при затормаживании движителя на стоянках. Фрикционы однодисковые, смонтированы в тормозных барабанах. Ведущий диск с фрикционными накладками соединен с шестерней распределительной передачи, ведомые диски соединены с тормозным барабаном.

Механизм поворота танка

Рис. 25. Продольный разрез механизма поворота танка:

1 - конические шестерни и поперечный вал (главный); 2 - конические шестерня и вал; 3 - планетарные передачи; 4 - фрикционы; 5 - колодки тормоза; 6 - муфты включении фрикционов; 7 - валы, передающие крутящий момент к бортовым передачам.

Включается фрикцион гидравлическим прессом. В выключенном состоянии фрикцион удерживается спиральной пружиной, которая, также как и гидравлический пресс, соединена с одной стороны с корпусом тормоза, с другой стороны - с рычагом выключающей муфты. Тормозы, служащие для удержания в неподвижном состоянии солнечных шестерен, - колодочные. Барабан тормоза соединен с фрикционом, а колодки - с корпусом танка. При движении танка по прямой колодке тормозы заторможены. Выключается тормоз только на время поворота танка.

Бортовой тормоз дисковый; внутренний диск его двойной, раздвигающийся, помещен в барабане. При затормаживании внутренний диск, раздвигаясь плотно прилегает своими плоскостями к плоскостям барабана. Охлаждение бортовых тормозов принудительное, воздушное. Воздух из кожухов барабана отсасывается вентиляторами двигателя. При движении танка по прямой рычаги управления опущены вниз; при этом фрикционы 27 выключены, а тормозные барабаны, соединенные с солнечными шестернями планетарных передач, зажаты колодками, в силу чего солнечные шестерни оказываются неподвижными. При включении какой-либо передачи вторичный вал коробки перемены передач, вращаясь, приводит во вращение поперечный вал, а вместе с ним и эпициклические шестерни.

Эпициклические шестерни приводят во вращение сателлиты. Так как солнечные шестерни при этом остаются неподвижными, то водила, соединенные с сателлитами, будут вращаться и передавать крутящий момент к бортовым передачам, а от них к ведущим звездочкам движителя. Для поворота танка вправо или влево необходимо потянуть соответствующий рычаг на себя. При этом в первый момент освобождается тормозной барабан, и солнечная шестерня получает возможность свободно вращаться; при дальнейшем перемещении рычага включается фрикцион. При включенном фрикционе распределительная передача, вращая солнечную шестерню в сторону, обратную вращению эпициклической шестерни, замедлит скорость вращения водила, вследствие чего скорость вращения ведущих звездочек движителей станет различной, и танк начнет плавно поворачиваться в сторону поднятого рычага. Чтобы быстро повернуть танк, необходимо рычаг убавления поднять еще выше, чем при плавном повороте; при этом включившийся тормоз 29, удерживая вал водила, остановит ведущую звездочку движителя, и крутящей момент от двигателя будет передаваться только на движитель противоположной стороны танка, чем и будет достигнут быстрый поворот.

Смазка для деталей механизма поворота подается из общей системы смазки коробки перемены передач. Масло по трубкам от насоса подается к трущимся поверхностям, а затем, стекая на дно картера, собирается в маслосборнике. Из маслосборника масло откачивается насосом, пропускается через фильтр и вновь поступает для смазки деталей.

Привод управления механизмом поворота танка

Привод управления механизмом поворота танка комбинированный, механический, с гидравлическим сервомеханизмом. Привод состоит из гидравлических насосов, системы рычагов и четырех поршневых прессов. В отделении управления против сиденья механика-водителя установлено три рычага; правый рычаг действует на правые тормозы и правый фрикцион поворотного механизма, левый - на левые тормозы и левый фрикцион поворотного механизма, а рычаг, расположенный левее его, у бортового листа брони, действует на бортовые тормозы при затормаживании танка на стоянках. Два гидравлических насоса, установленные в боевом отделении под полом башни, приводятся в движение от карданного вала. Монтируются они в общем блоке.

Насосы всасывающими трубками соединены с резервуаром, в котором содержится необходимое для работы количество жидкости, и нагнетающими трубками с системой гидравлических прессов. От гидравлического насоса масло поступает по системе трубок к прессам, из которых два действуют на тормозную систему, а два других на фрикционы. Гидравлический пресс состоит из цилиндра, поршня, системы клапанов, рычагов с регулировочными винтами и пружин. Корпус пресса на специальном кронштейне прикреплен к корпусу танка. При поднятии рычага управления поворотом танка, винт, нажимая на шток клапана впуска масла в цилиндр, отрывает его, позволяя маслу поступать в цилиндр. Под давлением масла поршень, перемещаясь, штоком давит на плечо рычага, прикрепленного к валу, и поворачивает его.

Вал, приводящий в действие фрикционы и тормозы, - составной; он представляет собой как бы три вала. Внутренний вал приводит в действие бортовые тормозы; его можно поворачивать левым крайним рычагом. Для торможения на стоянках или одним из рычагов поворота (правым или левым) при поворотах танка. Когда внутренний вал поворачивается при помощи левого крайнего рычага, он приводит в действие (затормаживает) оба бортовых тормоза. При действии правым или левым рычагом поворота танка соответственно затормаживается правый или левый тормоз. Наружный вал состоит из двух частей, одна из которых связана с левым рычагом поворота и левым гидравлическим прессом, вторая - с правым рычагом и правым гидравлическим прессом. На наружной поверхности вала имеются рычаги и кулачки, которые передают усилия на системы рычагов колодочных тормозов, гидравлических прессов включения фрикционов и бортовых тормозов.

При поднятии правого или левого рычага поворота танка поворачивается соответственно правая или левая часть наружного вала. Свободный ход рычага по концу рукоятки 25-30 мм. При дальнейшем ходе рычага ролик, прокатываясь по профилированному рычагу выключения тормоза, выключает его, а рычаг включения фрикциона, упираясь в шток клапанов гидравлического пресса включения фрикциона, включает фрикцион. При этом с помощью системы рычагов и тяг включается гидравлический пресс, поворачивающий вал. Своим действием гидравлический пресс значительно уменьшает усилие, которое потребуется от механика-водителя для управления танком.

Регулировка привода управления танка механизма поворота

  1. Поставить рычаги управления в крайнее нижнее положение.
  2. Отрегулировать тяги колодочных тормозов так, чтобы колодки под действием пружин плотно прижимались к барабанам, а рычаги управления имели свободный ход по рукоятке 25-30 мм. Пружины натягиваются маховичком, поворачивающим вале эксцентриковыми опорами пружин.
  3. Отрегулировать зазор у регулировочных винтов гидравлических прессов, поворачивающих вал управления, с таким расчетом, чтобы, как только будет выбран свободный ход рычагов управления, регулировочные винты прессов уперлись в штоки клапанов.
  4. Продолжать подъем рычагов управления. Как только ролики найдут на выступы профилировочных кулачков, рычаги включения фрикционов должны нажать на штоки клапанов включения гидравлических прессов фрикционов.
    Момент включения гидравлических прессов фрикционов регулировать регулировочными винтами. При дальнейшем подъеме рычагов должны включаться бортовые тормозы.
  5. При помощи стяжных муфт, находящихся на тягах, отрегулировать бортовые тормозы.
    Если стяжная муфта полностью затянута, а бортовой тормоз тормозит слабо или совсем не тормозит, необходимо стяжную муфту развинтить настолько, чтобы концы тяги удерживались в муфте резьбой не менее пяти ниток винта, а тягу переставить на следующее отверстие серьги и вновь отрегулировать бортовые тормозы.
  6. Закончив регулировку, запустить двигатель и, поворачивая танк вправо и влево на малых оборотах, проверить действие механизма поворота и, убедившись в его исправности, законтрить регулировочные винты.
    Необходимо помнить, что при поднятии правого или левого рычага поворота вначале должен выключиться колодочный тормоз; одновременно с ним рычаг гидравлического пресса должен нажать на шток клапана, после чего включается фрикцион (рычаг нажимает на шток клапана); только когда фрикцион будет включен; должен включиться бортовой тормоз.

Бортовая передача

(Рис. 26)

Бортовая передача представляет собой двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. Шестерни и валы размещены в литом картере, который крепится к корпусу болтами. Картер со стороны корпуса закрыт крышкой.

Бортовая передача

Рис. 26. Бортовая передача:

1 - корпус бортовой передачи, 2 - крышка корпуса; 3 - фланец ведущего вала; 4 - ведущий вал с шестерней; 5-опорные подшипники; 6 - ведомая шестерня первой пары и ведущая второй па ры; 7 - опорные подшипники; 8 - ведомая шестерня второй пары; 9 - ступица шестерня; 10 - ведущий вал звездочки; 11 - опорные подшипники; 12 - установочное кольцо; 13 - уплотняющее устройство; 14 - установочное кольцо; 15 - сальники; 16 - установочная гайка; 17 - кулачок привода плунжерного насоса; 18 - плунжеры насоса; 19 - трубка, подводящая масло к первой паре шестерен; 20 - ступица ведущей звездочки; 21 - внешний диск звездочки; 23 - колпак; 24 - сливное отверстие в картере; 25 - отдушина; 26 - родик, предохраняющий гусеницу от заклинивания.

Масло для смазки бортовой передачи заливается в картер через отверстие в нем, закрываемое пробкой. Сливается масло из картера через отверстие в нижней части его, закрываемое также пробкой. Для обеспечения смазки первой пары шестерен в картере бортовой передачи установлен плунжерный насос, который при движении танка непрерывно подает масло из картера к зубьям первой пары шестерен.

Танка "Пантера"

Оглавление
I. Общее устройство
II. Краткая боевая и техническая характеристика
III. Броневой корпус и башня танка
IV. Вооружение
V. Двигатель
VI. Трансмиссия
VII. Ходовая часть (движитель)
VIII. Электрооборудование
IX. Средства связи
X. Приборы управления танком и контрольный щиток
XI. Заправка танка
XII. Запуск двигателя
XIII. Вождение танка
XIV. Техническое обслуживание танка
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Самоходная гаубица "Хуммель"
Самоходная гаубица
150мм самоходная гаубица "Hummel" 15 cm PanzerHaubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/ "Hummel" "Шмель" Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному...
Танк A7VU
Танк A7VU
Опытный танк A7VU В то время (апрель 1917 года) когда собирали первый прототип танка Первой мировой войны A7V в Германии всесторонне...

Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту