pro-tank.ru
|
2014-12-03T13:43
|
Танк Т-34 приняли на вооружение в декабре 1939 года
Танк Т-34 был принят на вооружение РККА в декабре 1939 года согласно постановлению Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР. Через три года, когда уже шла Великая Отечественная война, в 1942 году в постановлении о присуждении Сталинской премии I-й степени о Т-34 было указано - "новый тип среднего танка". К этой характеристике, спустя годы, добавилась новая: по совокупности основных боевых качеств - лучший средний танк Второй мировой войны. Танку Т-34 - 75 лет, и этому событию в Музейном комплексе "История танка Т-34" посвящена выставка, которая продлится до конца января 2015 года.
Танк Т-34
Серийный танк Т-34, выпуск 1940 года.
Выставка к 75-летию танка Т-34 расположена на первом этаже музея, посетители смогут увидеть исторический документ постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР № 443 от 19 декабря 1939 года "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940-м году".
Каждый желающий сможет в деталях рассмотреть макет самого первого серийного танка Т-34. Подробности - в чертежах и схемах, документах и фотографиях - на стенде "От танков БТ к танку Т-34". Об этом сообщается на сайте музейно-мемориального комплекса "История танка Т-34".
Основатель и президент Музейно-мемориального комплекса "История танка Т-34" Лариса Васильева сказала: "Творение, скупо обозначенное как Т-34, велико по своей сути и своему значению. В этом смысле наиболее важными считаю два момента. Очень правильно было подмечено, что 'Тридцатьчетверку' создавала и совершенствовала фактически вся страна. Возможно, именно потому она и стала лучшей на полях жесточайших сражений. Боевой танк - вовсе не забавная детская игрушка! В этом смысле для нас, живущих ныне, очень важна философия людей той эпохи. Мой отец, один из создателей Т-34 Николай Кучеренко, выразил эту философию такими словами: 'Я очень хочу, чтобы все танкисты стали трактористами!' Наш музей, конечно же, посвящен танку, но в еще большей степени он посвящен людям, с этим танком связанным. Вероятно именно поэтому с момента создания музея в 2001 году мы, в хорошем смысле, не знаем покоя от посетителей. И мы очень остро чувствуем, как прошлое зовет нас сказать правду о минувшем времени - правду сложную, нелицеприятную, в чем-то страшную".
Источник:
Здесь же хотелось бы отметить, что 116 лет назад - 3 декабря 1898 года (по ст.стилю - 21 ноября) родился Михаил Ильич Кошкин - советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего легендарный танк Т-34.
Танки завода № 183
Танки БТ-7М, А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34.
О создании Т-34
Тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20 были выданы Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) 13 октября 1937 года. 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничный танк А-20 и гусеничный А-32, которые в августе рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине 1939 года выполнены в металле. Совместные испытания танков, проводившиеся в июле-августе 1939 года, выявили сходство тактико-технических характеристик. Максимальная скорость танков на гусеницах была одинаковой - 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделали вывод, что А-32, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.
Отметим, что по своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса - 19 тонн), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка - дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода, толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.
Тактико-технические характеристики
|
А-20 |
Длина, м |
5,76 |
Длина с пушкой, м |
|
Ширина, м |
2,65 |
Высота, м |
2,44 |
Боевая масса, т |
18,0 |
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 45-мм 20К |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
75 |
Запас хода по шоссе, км |
|
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
20 |
Борта и корма корпуса, мм |
25 |
Лоб башни, мм |
|
Борта и корма башни, мм |
25 |
Крыша, мм |
10 |
Днище, мм |
10 |
Тактико-технические характеристики
|
А-32 |
Длина, м |
5,76 |
Длина с пушкой, м |
|
Ширина, м |
2,73 |
Высота, м |
2,44 |
Боевая масса, т |
19,0 |
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 76-мм Л-10 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
75 |
Запас хода по шоссе, км |
|
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
20 |
Борта и корма корпуса, мм |
30 |
Лоб башни, мм |
|
Борта и корма башни, мм |
25 |
Крыша, мм |
10 |
Днище, мм |
10 |
Тактико-технические характеристики
|
Т-34 обр. 1940 г. |
Длина, м |
5,92 |
Длина с пушкой, м |
5,96 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
2,41 |
Боевая масса, т |
25,6 |
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 76-мм Л-11 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
54 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
45 |
Борта и корма корпуса, мм |
40-45 |
Лоб башни, мм |
40-45 |
Борта и корма башни, мм |
45 |
Крыша, мм |
15-20 |
Днище, мм |
13-16 |
Тактико-технические характеристики
|
Т-34 обр. 1941 г. |
Длина, м |
5,92 |
Длина с пушкой, м |
6,62 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
|
Боевая масса, т |
|
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
54 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
45 |
Борта и корма корпуса, мм |
40-45 |
Лоб башни, мм |
40-45 |
Борта и корма башни, мм |
45 (52) |
Крыша, мм |
15-20 |
Днище, мм |
|
Тактико-технические характеристики
|
Т-34 обр. 1942 г. |
Длина, м |
5,92 |
Длина с пушкой, м |
6,62 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
|
Боевая масса, т |
|
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
54 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
45 |
Борта и корма корпуса, мм |
40-45 |
Лоб башни, мм |
40-45 |
Борта и корма башни, мм |
45 (52) |
Крыша, мм |
15-20 |
Днище, мм |
|
Тактико-технические характеристики
|
Т-34 обр. 1943 г. |
Длина, м |
5,92 |
Длина с пушкой, м |
6,62 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
2,52 |
Боевая масса, т |
30,9 |
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
54 |
Запас хода по шоссе, км |
300 |
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
45 |
Борта и корма корпуса, мм |
40-45 |
Лоб башни, мм |
40-45 |
Борта и корма башни, мм |
45 (52) |
Крыша, мм |
15-20 |
Днище, мм |
13-20 |
Тактико-технические характеристики
|
Т-34-85 обр. 1944 г. |
Длина, м |
5,92 |
Длина с пушкой, м |
8,1 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
2,72м |
Боевая масса, т |
32,0 |
Вооружение |
|
Пушка |
1 x 85-мм С-53 |
Пулеметы |
2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
|
Макс.скорость по шоссе, км/ч |
54 |
Запас хода по шоссе, км |
300-400 |
Бронирование |
|
Лоб корпуса, мм |
45 |
Борта и корма корпуса, мм |
45 |
Лоб башни, мм |
40-90 |
Борта и корма башни, мм |
52-75 |
Крыша, мм |
16-20 |
Днище, мм |
13-20 |
В октябре - ноябре 1939 года шли испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34), на основании которых 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года, в принятом протоколе предписывалось немедленно поставить его на производство на заводах № 183 и СТЗ. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля. В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства.
Производство Т-34
Завод |
1940 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
117 |
№ 183 (Нижний Тагил) |
|
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
|
СТЗ (Сталинград) |
|
ЧТЗ (Челябинск) |
|
УЗТМ (Свердловск) |
|
№ 174 (Омск) |
|
Всего |
117 |
Производство Т-34
Завод |
1941 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
1560 |
№ 183 (Нижний Тагил) |
25 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
173 |
СТЗ (Сталинград) |
1256 |
ЧТЗ (Челябинск) |
|
УЗТМ (Свердловск) |
|
№ 174 (Омск) |
|
Всего |
3014 |
Производство Т-34
Завод |
1942 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
|
№ 183 (Нижний Тагил) |
5684 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
2584 |
СТЗ (Сталинград) |
2520 |
ЧТЗ (Челябинск) |
1055 |
УЗТМ (Свердловск) |
267 |
№ 174 (Омск) |
417 |
Всего |
12572 |
Производство Т-34
Завод |
1943 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
|
№ 183 (Нижний Тагил) |
7466 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
2962 |
СТЗ (Сталинград) |
|
ЧТЗ (Челябинск) |
3594 |
УЗТМ (Свердловск) |
464 |
№ 174 (Омск) |
1347 |
Всего |
15833 |
Производство Т-34
Завод |
1944 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
|
№ 183 (Нижний Тагил) |
1838 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
557 |
СТЗ (Сталинград) |
|
ЧТЗ (Челябинск) |
445 |
УЗТМ (Свердловск) |
|
№ 174 (Омск) |
1136 |
Всего |
3976 |
Производство Т-34
Завод |
Всего |
ХПЗ № 183 (Харьков) |
1677 |
№ 183 (Нижний Тагил) |
15013 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) |
6276 |
СТЗ (Сталинград) |
3776 |
ЧТЗ (Челябинск) |
5094 |
УЗТМ (Свердловск) |
731 |
№ 174 (Омск) |
2900 |
Всего |
35467 |
Фото из альбома Т-34 Завода ордена Ленина им. Коминтерна - 1940 год
Второй опытный образец А-34
Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.
Танк Т-34 (А-34)
Вид танка справа.
Испытания танка
Танк преодолевает заболоченную, после таяния снега, лощину.
Испытания на пожароопасность
Забрасывание на смотровой прибор танка и люк водителя бутылок с горящим бензином.
Читайте также:
|
|