Танки Польши, Швеции и США
Польские танки
Поляки в 20-х годах модернизировали парк старых "Рено", а в 1930 году приобрели в Англии лицензию на производство танкетки "Карден-Лойд" Mk.VI, на базе которой выпустили свои собственные - ТК-3 и ТКS - это были фактически совершенно другие машины. Поляки купили 16 танков "Виккерс-6 тонн" и еще несколько таких машин построили по лицензии. Было решено на их основе сделать свой собственный танк, который в отличие от английского оборудовали дизельным двигателем "Заурер" с водяным охлаждением. Это привело к существенным изменениям кормовой части танка, однако на первых его образцах, выпущенных весной 1935 года под маркой танк 7ТР (семитонный польский), по-прежнему устанавливалось две башни.
Вторую партию этих машин решили сделать однобашенными, но пришлось обращаться в Швецию, где подходящая башня с 37-мм орудием фирмы "Бофорс" оказалась на танке "Ландсверк-60". С 1937 года танки 7ТР начали выпускаться уже с новой башней, и тогда же ее установили на опытном танке 10ТР (10-тонный польский), представлявшем польский вариант колесно-гусеничного танка У. Кристи.
Польский танк 10TP
Четвертая пара катков на этом танке была ведущей, крутящий момент на нее передавался шестеренчатой передачей, как у советских БТ. Вторая колесная пара во время движения на колесах приподнималась с помощью специального гидравлического устройства. Корпус на этом танке поляки сделали сварным, а в лобовом листе дополнительно установили пулемет. Но из-за технических недостатков этот танк в серию не запустили. Было решено сосредоточить усилия на более совершенном танке 14ТР, но и этим планам помешала Вторая мировая война.
Польский танк 14TP
7ТР по сравнению с советскими танками Т-26 образца 1937 года был легче, слабее вооружен и обладал меньшим запасом хода. Но был быстроходнее и менее опасен в пожарном отношении, у него была более толстая броня. У поляков был танковый перископ, сконструированный майором Р. Гундляхом - под маркой Mk.IV его потом устанавливали на танках Англии, США и СССР. По вооружению и бронированию 7ТР превосходил германские танки Pz-I и Pz-II, но уступал им в скорости.
На 1 сентября 1939 года Войско польское насчитывало 867 танков и танкеток. Польские танки не раз вступали в бой с танками вермахта, и почти все были уничтожены. Немцы захватили несколько танков 7ТР и впоследствии использовали их только против партизан.
Шведские танки
Шведский танк La-100
В Швеции танки разрабатывали немецкие конструкторы И. Фольмер и О. Меркер, работавшие на заводе "Ландсверк". Меркер в 1934 году, после опытов с колесно-гусеничными машинами, создал легкий разведывательный танк La-100, имевший торсионную подвеску опорных катков, наклонные бронелисты, автомобильный двигатель и коробку передач. Очень высокая удельная мощность позволяла ему развивать скорость 60 км/ч. Однако вооружение было только пулеметным, из-за чего шведы решили создать более тяжелый танк, Lа-100, вооружив его 20-мм автоматической пушкой. В том же году появился и самый удачный шведский танк 30-х гг. - Lа-60 или М/33, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до 1942 года.
Модель Lа-60В и лицензию на его производство приобрела Венгрия, где этот танк начали производить с немецким бензиновым двигателем и опять лицензионным вооружением - швейцарским 20-мм 5-зарядным противотанковым ружьем "Солотурн". Изготовление танков поручили венгерским фирмам "Ганц" и МАВАГ. Лишь в мае 1940 года первые "Толди" 38.М начали поступать в венгерскую армию, а весь заказ на 80 танков этого типа был выполнен в марте 1941 года.
Toldi I 38M
В Швеции чехословацкие АН-IVSv, приобретенные в 1938 году получили обозначение М/37 (иногда их называют La-61). Заказанные в том же году чехословацкие танки TNH-Sv были захвачены немцами, но позже все же достались Швеции и были приняты на вооружение под маркой м/38. По лицензии, полученной уже от немцев, фирма "Скания-Вабис" начала выпускать для шведской армии TNH под маркой М/41. В апреле 1941 года модифицированные танки "Толди-II" 38.М участвовали в боях в Югославии и на советско-германском фронте, где понесли серьезные потери. Оставшиеся в строю танки перевооружили 40-мм орудиями и назвали их "Толди-IIА", а в 1940 году на базе этой машины венгерские специалисты выпустили несколько десятков самоходных орудий 40.М "Нимрод", вооруженных 40-мм автоматическими зенитными пушками "Бофорс".
Nimrod 40M
Планировалось установки использовать в качестве истребителей танков, но в итоге у венгров получилась одна из самых удачных зенитных самоходных установок Второй мировой войны. Обслуживал машину экипаж из 6 человек, включавший двух заряжающих. Само орудие устанавливалось в открытой сверху рубке, имевшей круговое вращение и сваренной из бронелистов толщиной 13 мм.
Toldi IIa 41M
Танки в большинстве своем вооружались орудиями калибра не выше 37, 40 и 47 мм и даже 20-мм противотанковым ружьем.
Танки США
В Соединенных Штатах Америки за период с 1920 по 1935 год сделали всего 31 танк, и главным видом оружия на американских машинах продолжал оставаться только пулемет. 75-мм орудия в США были установлены на средний танк, стандартизированный, как М1, но так и не принятый на вооружение армией.
Combat Car M1A1
В 1938 году был сконструирован новый средний танк, получивший обозначение М2, имел 37-мм пушку и 6 пулеметов. В 1940 году американцы еще не имели бронетанковых войск, не считая 20 средних и около 300 легких танков, а также большого количества опытных образцов.
Легкие танки M3
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chamberlain, Peter; Doyle, Hilary L. Encyclopedia of German Tanks of World War Two;
- PzKpfw 35(t) LT vz.35 [Wydawnictwo Militaria 7];
- Tibor Iván Berend, György Ránki:The development of the manufacturing industry in Hungary, 1900-1944;
- George Forty. World War Two Tanks;
- Panzer IV vs Char B1 BIS: France 1940 (Osprey Duel 33).