Танки Чехословакии
Чехословакия начала с закупки нескольких танков "Рено", после чего занималась колесно-гусеничными танками, которые в серию не пошли. В 1934 году ЧКД по собственной инициативе разработала легкий танк Р-11, вооружавшийся 37-мм полуавтоматическим орудием "Шкода" и двумя пулеметами. Танк был выпущен в количестве 50 единиц и принят на вооружение под маркой LT-34. Специалисты фирмы "Шкода" в 1935 году предложили для армии свою версию легкого танка S-IIA или Т-11, получившего армейское обозначение LТ-35.
Чехословацкий легкий танк LT-35.
ЧКД и "Шкода" договорились о совместном выпуске LТ-35, и на двух разных предприятиях эти танки должны были выпускаться практически поровну. ЧКД представила сразу два новых образца - танк АН-IV с пулеметным вооружением в корпусе и в башне, и легкий танк TNH с вооружением, подобным LТ-35, но совершенно отличной от него ходовой частью.
Чехословацкий легкий танк LT-38.
На момент оккупации чехословацкая армия насчитывала всего 418 танков, включая 70 танкеток. Танк LТ-38, по сути, еще не выпускался, однако теперь последние две машины стали выпускаться для нужд вермахта и под германским обозначением чаще всего - 35 (t) и 38 (t). Множество этих машин получили сателлиты Германии, а ходовая часть танков использовалась и для создания новых боевых машин. Так, танк LТ-35 немцы отправили в Германию, где поменяли на них оптику, установили радиостанции и шанцевый инструмент. Фирму ЧКД немцы переименовали в БММ и заказали 150 танков, а когда машины были получены, выдали ей еще 3 заказа на 325 танков LТ-38.
Опытный танк-разведчик фирмы БММ
Немецкие специалисты сделали вывод, что танк 35 (t) практически не уступает Pz-II, а по многим показателям его превосходит. 38 (t), по их мнению ни в чем, за исключением средств связи и наблюдения, не уступал текущей модификации танка Pz-III. На танке LТ-35 были установлены сервоприводы, работавшие при помощи сжатого воздуха, и ими же осуществлялся запуск двигателя. Конструкция подвески, несмотря на уязвимость, обеспечивала танку высокую плавность хода, а средний пробег гусеницы достигал 6000 км (1500-2000 у других машин). На танке имелась командирская башенка, что облегчало наблюдение из машины.
Легкий танк PzKpFW 35 (t), 1942 г.
На LТ-38 подвеска состояла из 4 одинаковых катков большого диаметра и 2 поддерживающих роликов с каждого борта. Все катки имели резиновые бандажи, а их амортизация, как и на LТ-35, осуществлялась на листовых горизонтальных рессорах, имевших механические амортизаторы. Детали подвески не занимали внутренние объемы танков, что повышало ремонтопригодность ходовой части, а то, что на LТ-38 рессоры подвески находились позади колес, являлось хорошей защитой для всех ее элементов.
Легкий танк PzKpfwg 38 (t), 1941 г.
Недостатком обоих танков была броня на заклепках, неправильные углы наклона броневых плит, отсутствие внутренней звуковой связи между командиром и водителем, а также наличие всего двух люков для входа и выхода. Толщина броневых листов колебалась от 8 до 25 мм, и хотя лобовая броня могла выдержать обстрел из 20-мм пушки "Эрликон" с дистанции 250 м, даже во время выпуска машин такая защита была уже недостаточна. Кроме того, во время сильных морозов на советско-германском фронте система сервоприводов на танках LТ-35 замерзала, и после зимы 1941-1942 гг. ее пришлось заменить механической. На танке LТ-38 немцы посадили в башню 4-го члена экипажа.