После изучения текстов, фото и видео "Арматы", например, в Германии увидели в новом Т–14 "технические параллели с более ранними немецкими идеями и разработками", и задумались о совместном германо–французском проекте основного боевого танка. А Роберт Фарли рассматривал на прошлой неделе в 'The National Interest' вопрос – следует ли беспокоиться Соединенным Штатам по поводу танка "Армата", ведь американские войска "вряд ли столкнутся с ним непосредственно на поле боя". Затрагивая различные области, автор много пишет про экспортный потенциал новых российских машин, хотя и "США, несомненно, должны всерьез задуматься о новом основном боевом танке", но вместе с тем "необходимо больше беспокоиться о замене 'Брэдли', чем 'Абрамса'".
Танк "Армата"
Предназначен для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.
Фото: Минобороны РФ.
Российский могучий танк Т-14 "Армата": следует ли беспокоиться Америке?
Российский новый танк Армата - на самом деле являющийся частью семейства бронемашин, имеющих единую ходовую часть - привлек к себе огромное внимание. Но соответствует ли он этой шумихе?
В России появился новый танк... может быть. Несколько статей The National Interest следили за развитием семейства бронированных машин "Армата", за системой, которая ломает длительную русскую традицию разработки, технического исполнения и (возможно) средств обеспечения занятости.
Сколько Соединенные Штаты должны беспокоиться об "Армате", и куда эта обеспокоенность должна быть направлена? Несмотря на впечатляющие характеристики, Армия США и морская пехота вряд ли столкнутся с ней непосредственно на поле боя. Большие вопросы в том, что "Армата" может изменить мировой рынок бронетехники, и может стать частью арсенала российских ставленников.
Что он может?
"Армата" представляет собой семейство бронемашин, которые объединены общей ходовой частью. Как и с израильским танком "Меркава", это увеличивает гибкость платформы, сокращая производственные и эксплуатационные затраты. Влияние "Меркавы", которая начала свою производственную жизнь, как основной боевой танк, но породила серию продолжений, является ключом к пониманию того, что Россия ищет в своей новой машине.
Компоновка основного боевого танка "Армата" имеет ряд сильных сторон. Он оснащен современной бронезащитой, необитаемой башней, а отделение экипажа защищено от наиболее распространенных типов огня противника. Упор на защиту экипажа сделан, как многие уже отмечали, в рамках акцентирования внимания России на защищенность профессиональных солдат.
Гибкость платформы "Армата" дает ей шанс на внешнем рынке. У разных клиентов - различные потребности, и у "Арматы" есть потенциал, чтобы решить много задач. Это особенно актуально, учитывая, что семейство "Армата", как и "Меркава", предназначена для работы по всему боевому спектру. Армии, нуждающиеся в малоинтенсивных боевых средствах, могут использовать "Армату" в некоторых ее конфигурациях, в то время как войска, нуждающиеся в серьезном, неядерном вооружении, также найдут в основном боевом танке много предпочтительного.
Положение российской танковой промышленности
Россия раньше производила много танков и много их экспортировала. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что возможности современной российской промышленности перейти к серийному производству нового танка подвергается некоторому сомнению. В начале 90-х годов Россия массово производила пару основных боевых танков: T-80 и Т-90. Финансово-бюджетные затруднения в конце 1990-х годов вынудили Россию сократить одну модель.
Поломка "Арматы" во время репетиции парада в честь 70-летия Победы, вероятно, говорит больше о политических потребностях администрации Путина, чем о надежности платформы или качестве изготовления. Однако, хотя T-90 имеет достойную репутацию надежности, есть веские основания для беспокойства по поводу "Арматы".
Штат сотрудников в ВПК России продолжает стареть, и оборонная промышленность с трудом приводит новые кадровые ресурсы. Зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей усугубляет проблему, делая другие отрасли промышленности непривлекательными для талантливых рабочих и инженеров. В то время как Россия по-прежнему пользуется большей частью успеха на экспортном рынке, почти полностью этот успех пришел c модернизированными старыми образцами.
Кроме того, то, что делает "Армату" интересной с российской точки зрения, также делает ее и опасной. В отличие от T-80 и Т-90, которые многое позаимствовали у Т-72, "Армата" включает основные конструктивные особенности, которые российская промышленность никогда не производила прежде. У России есть достаточно времени, чтобы проработать эти проблемы, но если они возникнут с "Арматой", то это может походить на ПАК ФА. Год назад ПАК ФА выглядел наиболее опасным истребителем в мире, сильнее, чем F-22 и в придачу дешевле. Сейчас Россия борется за то, чтобы позволить себе больше, чем символическую закупку, а в ВВС Индии растет недовольство производственными задержками и "сырым" исполнением.
Перспективы танков
За последние три десятилетия аналитики систематически исследуют будущее танка. Танку, как платформе, не хватает нескольких ключевых преимуществ, которые современным военным организациям, как правило, нравятся. Основные боевые танки, обычно - тяжелые, громкие, горячие и потребляют много топлива. Все это сомнительно в обстановке, которая все больше фокусируется на технологиях малозаметности и ходовых качествах. Дни сравнения танков T-72 с M1A1 на Центральном фронте, казалось бы, прошли.
И все же, армии, у которых есть танки, склонны продолжать их использовать. Танки играли (и продолжают играть) важную роль в американских операциях в Ираке и операциях НАТО в Афганистане. Российская армия эффективно использовала танки в Чечне, Грузии, и теперь на Украине. Возможно, самое важное то, что танки "Меркава" по-прежнему играют центральную роль в израильских операциях в Ливане и в секторе Газа. Все это говорит о том, что страны будут нуждаться в чем-то вроде "Арматы" - в машине, где экипаж защищен, и которая также добавит огромную огневую мощь оперативно-тактическим группам.
Что это означает для Соединенных Штатов?
Соединенные Штаты, несомненно, должны всерьез задуматься о новом основном боевом танке, несмотря на длительное господство M1A2 Abrams. Впрочем, вряд ли ясно, что угроза "Арматы" является достаточным обоснованием для придания импульса этому процессу. США должны больше беспокоиться о замене "Брэдли", чем "Абрамса".
Станет ли "Армата" основным экспортным танком? Николас Гвоздев (Nikolas Gvosdev) считает, что Россия может стать "арсеналом автократии", и что "Армата" может иметь большое влияние на международной арене. "Уралвагонзавод", кажется, согласен, и уже начал укреплять перспективы продаж в Египет и различные центрально-азиатские государства.
Возможно. Но у экспорта российских танков был ограниченный успех на внешнем рынке, начиная с конца холодной войны. За исключением Индии, T-90 не стал огромным экспортным успехом. А Индия, которая в дополнение к закупкам собранных и полусобранных Т-90, произвела большое количество машин по российской лицензии, по-видимому, поддерживает переход на отечественные проекты для следующего поколения танков. Трудно понять, почему Индия может заинтересоваться "Арматой" (особенно в варианте ОБТ) после того, как столько времени и усилий было заложено в ОБТ "Арджун".
Китайская Народная Республика в последнее время не производит танки для экспорта, но Тип 99 имеет возможности, во многом схожие с Т-90, и вероятно китайский танк более дешевый. Китай, кажется, не работает над новой бронемашиной класса "Армата", но это само по себе создает проблемы для России. Конструкторская группа "Арматы" выразила озабоченность по поводу возможности экспорта в КНР, на том основании, что Китай может выполнить обратное проектирование комплектующих и производить их внутри страны. Это сделало бы Китай опасным конкурентом на рынке экспорта, а не целью экспортного потенциала.
Возможно, самое главное для беспокойства России, становящейся "арсеналом автократии", в том тревожном факте, что Соединенные Штаты продолжают продавать огромное количество вооружений авторитарным странам. Конечно, есть страны, где Россия имеет конкурентное преимущество над США в силу своей готовности игнорировать политику, но их число сокращается, поскольку США начинают придерживаться более гибкого подхода к экспорту вооружений.
Заключительные мысли
Россия пытается рекапитализировать свой бронетанковый парк, и в то же время, стремится восстановить свои ВВС и ВМС. Способность российской оборонной промышленности справиться с этим, не говоря уже о российском военном бюджете, находится под большим вопросом, особенно с учетом того, что России также необходимо платить за активные военные операции на Украине и оккупацию Крыма. И если Россия решит инвестировать в абсурд вроде перезапуска производства Ту-160, то средств для реальных приоритетов станет еще меньше.
Экспортная перспектива немного более интересна. Если российская промышленность сможет сделать "Армату" дешевой и надежной, то она может стать серьезной альтернативой американским (и другим западным) наземным боевым машинам. Но еще неизвестно, смогут ли российские танкостроители сделать "Армату" достаточно эффективной, чтобы позволить ей реализовать свой потенциал.
Источник:
Читайте также: