61–летние 'АК–47' у танков: российские Т–54 и Т–55 продолжают сражаться
Как АК–47, но у танков – Т–54 и Т–55 выдерживают испытание временем на полях сражений во всем мире. Простые в эксплуатации и обслуживании, эти советские бронированные звери по–прежнему популярны в небольших странах и у негосударственных иррегулярных сил – настоящий "Народный танк".
Если переворот или братоубийственная гражданская война вспыхнет в одном из нынешних или бывших бенефициаров Москвы, то есть больше шансы, что Т–54 или Т–55 примут участие. Когда в 1990-х годах рухнул Афганистан, Талибан и 'Объединенный исламский фронт спасения Афганистана' унаследовали танки Т–55, ранее принадлежавшие коммунистическому правительству. В то же десятилетие танки служили в Югославии, в многосторонней гражданской войне.
Сегодня, захваченные иракские и сирийские Т-55 служат под черным флагом "Исламского государства" и других повстанческих групп, воюющих в регионе. Для этих повстанческих армий, 60-летние танки так же полезны, как гораздо более современные образцы, такие как М1 Abrams. Потому что по большей части, танки не должны быть сложными. Дешево, просто и весьма смертоносно - этого достаточно для большинства войн 21-го века.
История
В конце Второй Мировой войны, танковый арсенал Советского Союза состоял в основном из средних танков Т-34-85, наряду с меньшим числом тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Хотя серия танков Т-34 превосходно участвовала в войне против гитлеровской Германии, Советы рассматривали его пружинную подвеску и 85-мм пушку устаревшими.
Более поздние танки ИС - "ИС" означает Иосиф Сталин - доказали, что были не по зубам лучшим танкам Германии. К сожалению, экипажам приходилось заряжать отдельно огромные 122-мм снаряды и заряды в орудие, что снижало темп стрельбы танка и запас боеприпасов. СССР построил более скромный Т-44 - который не видел боевых действий - в попытке уменьшить высоту корпуса Т-34/85 и сместить башню в центр. Однако небольшие размеры сделали для инженеров практически нецелесообразным установку 100-мм или 122-мм пушки.
Стремление к свежим конструкциям привело кремлевских оружейников к созданию среднего танка Т-54 и улучшенного Т-55. Сегодня эти стальные монстры остаются наиболее распространенными танками в мире. Почти десятилетие до появления более узнаваемых T-54A в 1954 году, Советы строили в скромных количествах предшествовавшие модели, известные, как Т-54-1/2/3. Эти версии обычно имели противовес на дульном срезе, а не характерный эжектор - устройство для продувки канала ствола, которое препятствует попаданию ядовитых газов назад в башню.
Танк Т-54-2
В ноябре 1949 года было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. На фото: Т-54-2 в музее в Тольятти. Обратите внимание на обратный скос в задней части башни.
Фото: Wikimedia Commons, ShinePhantom.
Трудно установить разницу между различными моделями, но, глядя на особенности - это самый простой способ. На предсерийных башнях был обратный скос броневого листа в нижней части на передней и задней стороне, но Советский Союз постепенно устранил эти конструктивные причуды из-за высокого шанса рикошета снаряда в корпус. В дополнение к эжектору для продувки ствола, Т-54А стал первым из этой серии, где был стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. T-54Б пошел дальше - со стабилизатором в двух плоскостях наведения. Небольшая башня Т-54 сохраняла общую высоту всего 2,39 метра, что делало танк ниже и в него было труднее попасть, чем в его сверстника - американский М-48 Паттон. Углы наклона башни также помогали изменять направление очередного снаряда.
Схватки холодной войны
Танки Т-54 впервые принимали участие в боевых действиях в 1956 году в венгерской столице Будапеште, когда Советы использовали их, чтобы сокрушить мятежников, которые свергли местный просоветский режим. Но дебют принял унизительный оборот, когда венгерские повстанцы подогнали трофейный Т-54 в британское посольство, дав западным экспертам крупным планом взглянуть на его сильные и слабые стороны.
В 1972 году Северный Вьетнам начал масштабное вторжение к южному соседу, что в конечном счете, привело к капитуляции Южного Вьетнама. В танковом бою у осажденной базы огневой поддержки Дакто в Контум два легких танка M-41 Южного Вьетнама обстреляли каждый тремя 76-мм снарядами один танк Т-54. Т-54 получил некоторые повреждения, но без труда уничтожил более легкие машины американского производства. После того, как прекратилась стрельба, экипаж СВА спокойно вышел из Т-54 и пошел прочь.
Подбитый танк Т-54
Солдаты ARVN на подбитом танке Т-54 Армии Северного Вьетнама в 1972 году.
Фото: Wikimedia Commons, U.S. Army Center of Military History.
Тем не менее, это выявило одну уязвимость. Неблагоприятные условия в башне сокращали боевую скорострельность до четырех выстрелов в минуту. Умелый западный экипаж танка мог произвести такое количество выстрелов в первые 15 секунд боя.
Еще до этих боевых столкновений, советские конструкторы уже начали работу над улучшенным вариантом - Т-55. Очевидно, снаружи трудно отличить Т-55 от 54А или Т-54Б. Внешне, единственным надежным ключом является отсутствие на крыше башни Т-55 грибовидного вентилятора. Большинство улучшений нового танка были внутренними. Система противоатомной защиты ПАЗ Т-55 способствовала обеспечению герметизации корпуса и башни, а также фильтровентиляционная установка, подающая очищенный воздух с избыточным давлением, препятствовали проникновению радиоактивной пыли. Советы также увеличили боекомплект пушки на девять выстрелов.
Инженеры заменили танковый пулемет СГМ времен Второй мировой рядом с главной пушкой на новый ПКТ. В 1961 году, в дальнейшем модернизированный Т-55А получил противорадиационные материалы, систему фильтрации воздуха для очистки химических и биологических веществ, а также избавились от курсового пулемета.
Еще одна причина, почему так трудно отличить эти танки друг от друга, в том, что старые версии часто перестраивали по тем же стандартам, как более поздние. Например, на Т-55 изначально не было внешнего крупнокалиберного пулемета ДШКМ на люке заряжающего, как на Т-54. Советское командование сочло, что это оружие бесполезно против истребителей. Но это массивное автоматическое оружие возвратилось, когда танки прошли модернизацию. В отличие от быстро движущихся самолетов, новые ударные вертолеты работали по танкам в ближнем бою и на более низких скоростях.
Все еще в бою
В то время как T-54/55 стал широко распространенным, танк, как правило, был на проигрывающей стороне, сражаясь с сопоставимыми или более продвинутыми западными проектами. Т-54/55 страдал от плачевных условий экипажа, стрелял ужасно медленно и имел тенденцию сбрасывать свои гусеницы. Но неблестящая подготовка, тактика и руководство - и лучшие стандарты их западных противников с такими же профессиональными навыками - были более ответственны за поражения боевых машин, нежели конструктивные недостатки.
Северовьетнамские танкисты часто были плохо подготовлены, что приводило к слабому взаимодействию с пехотой - и в результате к лишним потерям от южновьетнамских солдат группы истребителей танков, вооруженных противотанковыми гранатометами М-72. Точно так же сирийские Т-55 в арабо-израильской войне 1973 года значительно превосходили израильские танки - но израильтяне подбивали их в массовом порядке на Голанских высотах. Что касается освобождения Кувейта в 1991 году, Ирак покидал свои танки в стационарных, вкопанных в землю позициях в пустыне. Тактический промах Ирака превратил его танки в легкую добычу для воздушных ударов коалиции и современных танков "Абрамс", оснащенных тепловизорами.
Иракский танк Т-55
Иракский Т-55 в английском музее.
Фото: Wikimedia Commons, John Harwood.
Тем не менее, основные выигрышные моменты Т-55 по-прежнему - простота и приспособленность к эксплуатации. Заводы в СССР построили примерно 50000 машин, и это по самым скромным подсчетам. Польша и Чехословакия собрали в своих странах тысячи танков. К этому можно добавить китайские клоны Type-59. На базе Т-55 были также произведены минные тральщики, танковые мостоукладчики, огнеметные танки, ремонтно-эвакуационные машины. Советы использовали то же шасси для зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2 и новейших тяжелых бронетранспортеров БТР-Т.
В последующих войнах с арабскими соседями в 1960-х и 70-х годах Израиль захватил сотни Т-55. Израильские войска обратили танк - по прозвищу "Тиран" или "dictator" на иврите - против его бывших хозяев. Инженеры в конце концов поменяли советское орудие на превосходящую 105-мм пушку L7 британской разработки. С заменой пушки, машины могли использовать те же боеприпасы, как и любой другой израильский танк.
Танк Тиран-4 и БТР "Ахзарит"
Модифицированный в Израиле Т-54 со 105-мм нарезным орудием L7 и израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55 (от 400 дo 500 единиц), захваченных у арабских стран, впервые появился в 1988 году.
Когда Израиль снял с эксплуатации свои "Тираны", некоторые корпуса стали основой для тяжелых гусеничных бронетранспортеров "Ахзарит" - буквально означает "жестокая". Другие страны добавляли свои собственные, отечественного производства, компоненты для внутреннего и экспортного использования. Некоторые из этих локальных вариантов, таких как румынский TR-85М, имеют мало общего с оригинальной кремлевской конструкцией.
И Россия также произвела модернизированные танки T-55M и T-55AM с дополнительной броневой защитой башни, корпуса и днища. Особенности машин включали обновленные лазерные дальномеры, баллистические вычислители и прицелы. Эти обновленные Т-55 могли запускать управляемый снаряд с лазерным наведением 9М117 "Бастион" в дополнение к стандартным танковым боеприпасам, увеличивая дальность и ударную силу. Москва направила эти модернизированные танки воевать во второй чеченской войне наряду с улучшенными T-62M. Российские командиры считали их более "расходным материалом" в жестокой партизанской войне, чем дорогостоящие Т-72 и Т-80.
Так что, несмотря на боевой недостатки Т-54/55, эти танки обещают остаться популярными на протяжении еще многих десятилетий. Конструктивно-эксплуатационная гибкость и стабильный рынок способствуют их долговечности.
Источник:
Читайте также: