Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
Содержание
Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
БТ-СВ-2 и другие

Танк БТ-ИС на базе БТ-5

Танки СССРСоветские танкисты любили танки БТ, в том числе за скорость. Но для военных специалистов важным было и то, что потеряв гусеницу, танки продолжали движение на колесах. Конечно, для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. Кроме того, на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была невелика. Танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов, не имея специального технического образования, разработал в 1934 году автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ. За что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину".

Танк СССР

Командующий войсками УВО И. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н. Цыганова. Они изготовили к апрелю 1935 года чертежи и модель танка БТ в 1/5 натуральной величины с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих и 1 пару управляемых колес. В своем письме Сталину и Ворошилову инженеры полка вместе с Цыгановым рапортовали: Вы, товарищ Сталин, выдвинули идею, Якир нам ее разъяснил, а мы в кратчайшие сроки все сделали, чтобы исполнить свой партийный долг, а танк мы решили назвать БТ-ИС (ИС - Иосиф Сталин).

Советский танк

Танк БТ-5-ИС образца 1936 года

По личному указанию Ворошилова для изготовления БТ-ИС были выделены необходимые средства и место на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове. В июне 1935 года начались испытания нового танка. В июне-марте 1937 году последовал пробег новых танков по маршруту Харьков-Москва, после которых в танк еще раз внесли усовершенствования и передали его для войсковых испытаний. В окончательном виде БТ-ИС представлял собой качественно новую модель танка БТ-5, отличавшуюся от прототипа использованием трех пар ведущих колес для колесного хода. Наличие синхронизатора уравнивало скорость движения на колесах и гусеницах, в результате чего танк мог продолжать движение, даже потеряв одну из гусениц. 6 ведущих колес позволяли использовать более 75 % массы танка в качестве сцепного веса, что не могло не увеличить его проходимость на колесном ходу.

Советский танк

Советский легкий танк БТ-ИС, 1936 год

Особенностью конструкции был отказ от шестеренчатой передачи с ведущих колес хода на гусеницах на задние опорные катки колесного хода. Теперь вращение на все 3 пары ведущих колес передавалось через систему карданных валов, расположенных в верхней части корпуса. При этом свечная подвеска всех колес типа Кристи на танке сохранилась, но сами свечи с надетыми на них пружинами располагались иначе. Был введен ряд новых механизмов колесного хода, синхронизатор, угловая распределительная коробка, верхние коробки передач, карданные валы, приводы ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора, а также установлен новый кормовой бензобак. Во время испытаний танки БТ-ИС прошли на колесах от 1500 до 2500 км и показали лучшую проходимость и живучесть. Они хорошо двигались при потере одной гусеницы, а также одного-двух катков. У танка выявились недостатки, но в целом армейская комиссия пришла к выводу, что на вооружение танк следует принять.

Танк БТ-5-ИС

Танк БТ-5-ИС образца 1938 года

Последовало распоряжение: изготовить в 1937 году установочную серию из 5 машин. На них предполагалось установить бортовую наклонную броню толщиной 6 мм для защиты бортовой передачи и устранить выявленные недостатки, чтобы на следующий год выпустить уже 300 танков БТ-ИС. Крепление гусениц во время колесного хода предусматривалось на откидных бортовых полках. Между тем Цыганов, считая, что дело с танком БТ-ИС уже решено, взялся за разработку танка с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту