Работа на новой Госпрограммой вооружений 2016-2025
Впервые о том, что начинаются работы над перспективной программой вооружений, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил на минувшей неделе во время селекторного совещания, посвященного выполнению гособоронзаказа за 2012 год. Утром 30 января 2013 года вице-премьер написал в своем Twitter: "Утром провожу заседание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Начинаем работу над новой Госпрограммой вооружений 2016-2025 гг". После заседания ВПК Д.Рогозин сообщил, что был рассмотрен план-график формирования проекта ГПВ. Документ должен установить правила, определяющие порядок проведения работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Вице-премьер пояснил: "При этом в качестве исходных данных правила предусматривают прогноз угроз национальной безопасности России на 30-летний период, а также военно-технические и технико-экономические исходные данные на 10-летний период".
В своем Facebook Дмитрий Рогозин написал:
"На сегодняшнем заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ рассмотрены и решены три вопроса:
1) О плане-графике по формированию проекта Госпрограммы вооружения на 2016-25 гг.
Будут введены Правила ГПВ, определяющие порядок проведения работ по созданию перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), которые в свою очередь включаются в программу вооружения после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других исследований для определения полного спектра возможностей государства по их созданию. При этом в качестве исходных данных правила предусматривают прогноз угроз национальной безопасности России на 30-летний период, а также военно-технические и технико-экономические исходные данные на 10-летний период.
2) О назначении д.т.н., 1-го замгендиректора Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Лепина В.Н. генеральным конструктором по носимому вооружению и боевой экипировке военнослужащих. При этом Лепин В.Н. также возглавит Совет главных (генеральных) конструкторов КБ ведущих предприятий стрелковой и боеприпасной отраслей, действующий в рамках "боевой лаборатории" ВПК.
3) Об образовании в ВПК советов по важнейшим направлениям деятельности:
- по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении гособоронзаказа;
- по развитию кадрового потенциала ОПК;
- по оснащению и развитию систем вооружения Сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты ВМФ и внутренних войск МВД России;
- по вопросам военно-экономического (технического) сотрудничества в формате ОДКБ;
- по спецхимии и новым материалам;
- по медико-биологическим проблемам;
- по авиастроению;
- по космической деятельности;
- по кораблестроению;
- по автоматизированным системам управления, связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и информационному противоборству.
Руководство деятельностью советов, в состав которых войдут разработчики, испытатели, производители, госзаказчики и пользователи ВВСТ, будут осуществлять постоянные члены Военно-промышленной комиссии".
|
Новая программа будет иметь некоторые принципиальные отличия от выполняемой ныне ГПВ 2011-2020. Впервые формирование программы и отслеживание ее выполнения будет вестись с помощью цифровых технологий управления. С 2015 года на полную мощность должна заработать уникальная система "ГАС-ГОЗ" - государственная автоматизированная система гособоронзаказа, с помощью котороый можно будет оперативно выявлять все бреши в оборонной достаточности, существующие ныне, и те, которые могут возникнуть в перспективе. И своевременно корректировать оборонзаказ. К тому же, эта система позволит в реальном режиме времени отслеживать текущий процесс выполнения гособоронзаказа и быстро реагировать на малейшие его сбои.
Д.Рогозин довольно точно указал на самое слабое место предыдущих ГПВ. Все они разрабатывались фактически без согласования с долгосрочным прогнозированием вероятных военных угроз России и вытекающими из него задачами Вооруженным силам.
Соответственно весь постсоветский период у нас в стране в принципе не задумывались, какие ВВСТ нужны, для решения каких именно боевых задач. Ситуация не изменилась и после того, как в 2005 году началась работа над новой Военной доктриной России и в 2010 году она была утверждена президентом. На прописанные в ней задачи армии и флоту тогдашние руководители Минобороны просто не обращали внимания, заключая договоры о закупке за рубежом, к примеру, вертолетоносцев "Мистраль", броневиков IVECO, итальянских колесных танков, израильских беспилотников давно устаревшего второго поколения, но одновременно отказываясь от заказа более совершенных отечественных образцов ВВСТ.
Нужно напомнить, что сначала оказались невыполненными подряд две государственные программы вооружения - "ГПВ 1996-2005" и "ГПВ 2001-2010". Их провал становился очевидным уже в середине каждого отмеренного срока. В то время прежде всего из-за крайне скудного и нестабильного финансирования гособоронзаказа. Верховный главнокомандующий Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов решили резко увеличить ассигнования, согласовали с правительством выделение на перевооружение армии большой суммы 4,939 трлн. рублей. Ее направили на осуществление третьей госпрограммы "ГПВ 2007-2015", которой по предложению Иванова предусматривался переход от одиночных к серийным поставкам военной техники - комплектами для целых подразделений. Такова была важнейшая задача, поставленная уже другому министру обороны Анатолию Сердюкову.
За четыре года Минобороны закупило в пять-шесть раз меньше всех видов ВВСТ, нежели намечалось по "ГПВ 2007-2015". Замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин 24 февраля 2011 года на пресс-конференции говорил, что план не был выполнен из-за неправильного распределения средств. В результате возникла четвертая программа "ГПВ 2011-2020" с солидным бюджетом - почти 19,7 трлн. руб. Только и она из-за срыва гособоронзаказа в первый же год действия начала демонстрировать тенденцию к провалу. Ситуацию смог спасти лишь возглавивший в начале прошлого года ВПК новый вице-премьер Дмитрий Рогозин. Благодаря его личному жесткому контролю гособоронзаказ-2012 удалось выполнить фактически в полном объеме и в срок. Впервые за весь постсоветский период.
И все же Рогозин, видимо, счел теперь необходимым к традиционной середине срока действующей ГПВ разработать и запустить опять новую госпрограмму, внутри которой уже будут четко прописаны нужные правила. Под новую программу будут запрошены, вероятно, и более значительные средства.
Впервые начнет свою работу Фонд перспективных исследований, на который возлагаются большие надежды. Он должен заниматься поиском и разработкой наиболее прорывных технологий, эффективно работающих как в оборонной сфере, так и в гражданской. Впервые начнется серийный выпуск многих образцов вооружения действительно нового поколения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по которым сейчас идут полным ходом. Возможно, мы увидим и готовые образцы оружия, поражающее действие которого основано на новых физических принципах. О том, что оно создается, в минувшем году говорилось неоднократно. На упоминавшемся в начале статьи селекторном совещании Дмитрий Рогозин подтвердил: работы в этом направлении идут.
В программу вооружений наверняка включат задание на разработку ПАК ДА - перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Это будет тяжелый стратегический самолет совершенно нового облика и новых боевых возможностей. В то же время, именно в период выполнения Госпрограммы вооружений 2016-2025 ВВС должны начать получать серийный Т-50 ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, или истребитель пятого поколения.
Армия получит и ракеты нового поколения самых различных классов: от стратегических до оперативно-тактических, в том числе - гиперзвуковых. Значительно обновится подводный и надводный флот ВМФ. Не исключено, что в его составе появятся авианосные соединения. Впервые уже на начальном этапе в разработку перспективной ГПВ активно включилась Военно-промышленная комиссия. При составлении предыдущей программы мнение и возможности промышленности практически не учитывались. Поэтому возникло множество проблем и коллизий, которые приходится устранять на ходу.
В частности, прежнее руководство Минобороны уже после того, как были сформированы основные положения Госпрограммы вооружений 2011-2020 гг., отказалось от принятого на вооружение БТР-90, не стало заказывать БМП-4, не стало брать уже собранные БМП-3, отменило проведение испытаний готового перспективного танка - "объект 195". Вместо этого в спешном порядке были даны задания на разработку и подготовку к серийному производству новой колесной платформы "Бумеранг", новой легкой гусеничной платформы "Курганец-25", на базе которой планируется выпуск перспективных БМП и БМД, а также новой тяжелой гусеничной платформы "Армата". Вся эта новейшая техника, как заявлялось, должна начать поступать в войска с 2014-2015 гг. Но возможно упомянутые образцы бронетехники войдут в программу до 2025 года.
В любом случае новая Госпрограмма вооружений будет самой взвешенной из всех ранее принимавшихся, самой просчитанной, самой интересной по новизне заказов и в то же время самой реалистичной.
Источники
|
|
Читайте на нашем сайте: