Юбилей принятия на вооружение Т-72
|
pro-tank.ru
|
2013-08-07T17:11
|
Т-72 - самый массовый танк современности
Т-72, ставший целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, разработан и создается "Уралвагонзаводом" в Нижнем Тагиле. Танк, имеющий множество модификаций, находился и находится на вооружении разных стран мира, являясь основой бронетанковых подразделений многих зарубежных армий. Т-72 занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый танк современности, и признан лучшим в последней четверти 20-го века. Танк Т-72 принят на вооружение 7 августа 1973 года, таким образом, боевая машина именно сегодня отмечает 40-летний юбилей.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года "объект 172М" был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 "Урал". Соответствующий приказ министра обороны СССР появился 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 танков.
За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награжден орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции, а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения - орденом Октябрьской Революции (в 1986 году). Памятник создателям танка Т-72 установлен в Нижнем Тагиле.
Т-72 был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в настоящее время в структуру научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод". Уралвагонзавод, Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х годов получили задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В итоге, Вооруженные Силы страны получили три танка: Т-64, Т-72 и Т-80, каждый из которых претендовал на звание основного танка Советской Армии, соответствуя требованиям современного боя, и получая значительные улучшения с каждой модификацией.
С ноября 1970 по апрель 1971 года танки "объект 172М" прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После окончания испытаний появился "Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 году". В его заключительной части говорилось:
- Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.
- Танк 172М (гарантийный срок - 3000 км) и двигатель В-46 - (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.
- Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности".
"Звездные бега" - так назывались масштабные испытания, проходившие в различных регионах страны в 1979-1986 гг., и которые должны были подтвердить ТТХ танков, проверить эффективность внедренных конструктивных мероприятий, выявить дефекты. При сравнении танков Т-64 и Т-72 стало очевидным, что тагильский танк имеет более надежные двигатель и ходовую часть. Надо отметить, что во время пробегов подвижность Т-72 неизменно превосходила Т-64, хотя этот показатель "по паспорту" был приблизительно равен.
Несколько иная ситуация была с Т-80, которому мощная турбина позволяла развивать солидную скорость на равнинных дорогах. Но на горных и степных трассах танк Т-72 неизменно господствовал. Кроме того, наводчики танков Т-72 нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнем у Т-80 и Т-64 были сложны в эксплуатации, в отличие от простого и удобного прицела Т-72.
В итоге Т-72 выиграл испытания и стал в дальнейшем самым массовым воюющим танком современности.
Т-72 стали улучшать в 1970 году, еще когда он был опытным образцом (модернизация машины идет и в настоящее время). Новые модификации разрабатывались путем тщательного отбора наиболее удачных конструктивных и технологических решений, правильность которых проверялась на полигоне, испытательных маршах и боях. Вооруженные Силы на протяжении двадцати лет получали серийные танки Т-72А, Т-72Б и инженерные машины - мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1.
Тактико-технические характеристики
Марка танка |
Т-72 |
Год принятия на вооружение |
1973 |
Боевая масса, т |
41 |
Экипаж, чел. |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
9530 |
длина корпуса |
6860 |
ширина |
3460 |
высота по крыше башни |
2190 |
клиренс |
470 |
Бронирование, мм: |
|
лоб корпуса |
550 |
лоб башни |
410 |
Мощность двигателя, л.с. |
780 |
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
700 |
Удельная мощность л.с./т |
19 |
Удельное давление, кгс/см2 |
0,83 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
макс, угол подъема, град. |
30 |
ширина рва, м |
2,6-2,8 |
высота стенки, м |
0,85 |
глубина брода (с ОПВТ), м |
1,2(5) |
Марка танка |
Т-72А |
Год принятия на вооружение |
1979 |
Боевая масса, т |
41,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
9530 |
длина корпуса |
6860 |
ширина |
3590 |
высота по крыше башни |
2190 |
клиренс |
470 |
Бронирование, мм: |
|
лоб корпуса |
580 |
лоб башни |
530 |
Мощность двигателя, л.с. |
780 |
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
700 |
Удельная мощность л.с./т |
19 |
Удельное давление, кгс/см2 |
0,83 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
макс, угол подъема, град. |
30 |
ширина рва, м |
2,6-2,8 |
высота стенки, м |
0,85 |
глубина брода (с ОПВТ), м |
1,2(5) |
Марка танка |
Т-72Б |
Год принятия на вооружение |
1984 |
Боевая масса, т |
44,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
9530 |
длина корпуса |
6860 |
ширина |
3580 |
высота по крыше башни |
2230 |
клиренс |
490 |
Бронирование, мм: |
|
лоб корпуса |
• |
лоб башни |
• |
Мощность двигателя, л.с. |
840 |
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
700 |
Удельная мощность л.с./т |
18,9 |
Удельное давление, кгс/см2 |
0,87 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
макс, угол подъема, град. |
30 |
ширина рва, м |
2,6-2,8 |
высота стенки, м |
0,85 |
глубина брода (с ОПВТ), м |
1,2(5) |
Марка танка |
Т-90 |
Год принятия на вооружение |
1993 |
Боевая масса, т |
46,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
9530 |
длина корпуса |
6860 |
ширина |
3780 |
высота по крыше башни |
2228 |
клиренс |
467 |
Бронирование, мм: |
|
лоб корпуса |
• |
лоб башни |
• |
Мощность двигателя, л.с. |
1000 |
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч |
65 |
Запас хода по шоссе, км |
550 |
Удельная мощность л.с./т |
21,5 |
Удельное давление, кгс/см2 |
0,94 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
макс, угол подъема, град. |
30 |
ширина рва, м |
2,6-2,8 |
высота стенки, м |
0,85 |
глубина брода (с ОПВТ), м |
1,2(5) |
Относительная простота и отсутствие критически важных систем сделали Т-72 идеальной платформой для экспортного образца. Т-72 - единственный из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться уже спустя пять лет после принятия на вооружение. Танк стал самым воюющим из поздних советских образцов бронетехники, приняв боевое крещение в Ливане в 1982 году, где сирийские войска столкнулись с израильскими.
Читайте также:
|
|
Комментарии
Хотелось бы здесь привести слова Е.Е. Митькова про танк Т-34-85 (!): "По совокупности свойств, характеристик и качеств – это произведение инженерного искусства мировой танковой школы. До сих пор она живёт и используется в бою, зачастую выдерживая там, где более современные собратья просто не выдерживают. Скисают".
RSS лента комментариев этой записи