Юбилей принятия на вооружение Т-72
pro-tank.ru   

Т-72 - самый массовый танк современности

Танк Т-72Т-72, ставший целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, разработан и создается "Уралвагонзаводом" в Нижнем Тагиле. Танк, имеющий множество модификаций, находился и находится на вооружении разных стран мира, являясь основой бронетанковых подразделений многих зарубежных армий. Т-72 занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый танк современности, и признан лучшим в последней четверти 20-го века. Танк Т-72 принят на вооружение 7 августа 1973 года, таким образом, боевая машина именно сегодня отмечает 40-летний юбилей.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года "объект 172М" был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 "Урал". Соответствующий приказ министра обороны СССР появился 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 танков.

За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награжден орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции, а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения - орденом Октябрьской Революции (в 1986 году). Памятник создателям танка Т-72 установлен в Нижнем Тагиле.

Памятник Т-72

Т-72 был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в настоящее время в структуру научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод".
Уралвагонзавод, Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х годов получили задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В итоге, Вооруженные Силы страны получили три танка: Т-64, Т-72 и Т-80, каждый из которых претендовал на звание основного танка Советской Армии, соответствуя требованиям современного боя, и получая значительные улучшения с каждой модификацией.

Танк Т-72

С ноября 1970 по апрель 1971 года танки "объект 172М" прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После окончания испытаний появился "Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 году". В его заключительной части говорилось:

  1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.
  2. Танк 172М (гарантийный срок - 3000 км) и двигатель В-46 - (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.
  3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности".

Танк Т-72В

"Звездные бега" - так назывались масштабные испытания, проходившие в различных регионах страны в 1979-1986 гг., и которые должны были подтвердить ТТХ танков, проверить эффективность внедренных конструктивных мероприятий, выявить дефекты. При сравнении танков Т-64 и Т-72 стало очевидным, что тагильский танк имеет более надежные двигатель и ходовую часть. Надо отметить, что во время пробегов подвижность Т-72 неизменно превосходила Т-64, хотя этот показатель "по паспорту" был приблизительно равен.

Несколько иная ситуация была с Т-80, которому мощная турбина позволяла развивать солидную скорость на равнинных дорогах. Но на горных и степных трассах танк Т-72 неизменно господствовал. Кроме того, наводчики танков Т-72 нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнем у Т-80 и Т-64 были сложны в эксплуатации, в отличие от простого и удобного прицела Т-72.

В итоге Т-72 выиграл испытания и стал в дальнейшем самым массовым воюющим танком современности.

Танки Т-72ВА

Т-72 стали улучшать в 1970 году, еще когда он был опытным образцом (модернизация машины идет и в настоящее время). Новые модификации разрабатывались путем тщательного отбора наиболее удачных конструктивных и технологических решений, правильность которых проверялась на полигоне, испытательных маршах и боях. Вооруженные Силы на протяжении двадцати лет получали серийные танки Т-72А, Т-72Б и инженерные машины - мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1.

Тактико-технические характеристики

Танк Т-72

Марка танка Т-72
Год принятия на вооружение 1973
Боевая масса, т 41
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:  
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3460
высота по крыше башни 2190
клиренс 470
Бронирование, мм:  
лоб корпуса 550
лоб башни 410
Мощность двигателя, л.с. 780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 19
Удельное давление, кгс/см2 0,83
Преодолеваемые препятствия:  
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)

Танк Т-72А

Марка танка Т-72А
Год принятия на вооружение 1979
Боевая масса, т 41,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:  
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3590
высота по крыше башни 2190
клиренс 470
Бронирование, мм:  
лоб корпуса 580
лоб башни 530
Мощность двигателя, л.с. 780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 19
Удельное давление, кгс/см2 0,83
Преодолеваемые препятствия:  
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)

Танк Т-72Б

Марка танка Т-72Б
Год принятия на вооружение 1984
Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:  
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3580
высота по крыше башни 2230
клиренс 490
Бронирование, мм:  
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с. 840
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 18,9
Удельное давление, кгс/см2 0,87
Преодолеваемые препятствия:  
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)

Танк Т-90

Марка танка Т-90
Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:  
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3780
высота по крыше башни 2228
клиренс 467
Бронирование, мм:  
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с. 1000
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Удельная мощность л.с./т 21,5
Удельное давление, кгс/см2 0,94
Преодолеваемые препятствия:  
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)

Относительная простота и отсутствие критически важных систем сделали Т-72 идеальной платформой для экспортного образца. Т-72 - единственный из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться уже спустя пять лет после принятия на вооружение. Танк стал самым воюющим из поздних советских образцов бронетехники, приняв боевое крещение в Ливане в 1982 году, где сирийские войска столкнулись с израильскими.

Читайте также:

 

Комментарии   

 
#1 танкист 07.08.2013 18:55
Неплохой танк даже в современных реалиях войны-малость доработать-пассивная броня, система "Арена", электроника и оптика и в бой!
Цитировать
 
 
#2 прохожий 08.08.2013 12:26
Нет не согласен танк то морально устарел лет 10 назад из "говна" "конфетку" не сделать...
Цитировать
 
 
#3 хулио 08.08.2013 14:15
отличная машина, ее грамотное применение во вторую чеченскую сильно помогло. хотя чаще всего доводилось видеть т-62, этих дедушек
Цитировать
 
 
#4 admin 08.08.2013 23:33
Личные симпатии и антипатии - это одно, исторические факты - другое, а насколько справедлива цитата: "Воюет не техника - воюют люди"? А вообще, ребята, вы - молодцы, хоть не стали друг другу виртуально морды бить :), сваливаясь в оскорбления (несмотря на резкость Прохожего), как это можно было бы прогнозировать. За это спасибо.
Хотелось бы здесь привести слова Е.Е. Митькова про танк Т-34-85 (!): "По совокупности свойств, характеристик и качеств – это произведение инженерного искусства мировой танковой школы. До сих пор она живёт и используется в бою, зачастую выдерживая там, где более современные собратья просто не выдерживают. Скисают".
Цитировать
 
 
#5 хулио 10.08.2013 19:46
написал то, что видел сам. били по нему и граники, и птуры, и на фугасах его рвали. а работал он как большая снайперская винтовка - быстро, точно и эффективно. лучше всего, если навешана была ДЗ, а там уже дело техники. есть и недостаток - маленький силуэт, но при субтильности современных панцергренадёров-призывников не сильно страшно
Цитировать
 
Блог

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту