WSJ: Расскажите, пожалуйста, как экономическая ситуация и падение нефтяных цен сказались на бизнесе Ростеха и на российской оборонной промышленности в целом?
Чемезов: Не секрет, что вся российская экономика напрямую зависит от цен на нефть и газ. Наша отрасль не исключение. Мы тоже до определенной степени от них зависим, хотя с каждым годом эта зависимость становится все меньше по мере того, как расширяется наш бизнес. В последние десять лет он постоянно рос. Существует множество продуктов, которые мы можем продавать не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Это приносит нам иностранную валюту, что, благодаря высокому обменному курсу, нам выгодно. Если говорить об оборонном секторе, происходящее на финансовом рынке давит на него не так уж сильно. У нас есть возможность экспортировать нашу продукцию, что обеспечивает нам хорошие прибыли. Прибавьте к этому немаленький внутренний оборонный заказ.
- Российское министерство финансов заявляло, что страна не может позволить себе такие оборонные расходы. Вы с ним согласны?
- Разумеется. Бюджет сокращается, потому что сокращаются доходы. Цены на нефть и газ не так высоки, как нам бы хотелось, а это основной источник бюджетной выручки. Поэтому, конечно, государственные оборонные заказы уменьшаются, что вполне понятно. Но пока для нашей отрасли это не критично.
- Вы считаете, что в этом году сокращение действительно составит 5%?
- Сокращение будет. Оно уже есть.
- Оно превысит 5%?
- Я полагаю, что государственные оборонные заказы сократятся примерно на 10%.
- Какие проекты, на которые были выделены средства, будут заморожены или следовало бы заморозить?
- Президент и премьер-министр решили, что все начатое следует довести до завершения. Нельзя останавливаться на полпути. Деньги уже вложены, и, если мы не доведем дело до конца, они пропадут. Все начатое будет закончено, и деньги на это будут. Но вот ничего нового мы пока представлять, скорее всего, не будем. Это, вероятно, будет отложено.
- А как насчет танка "Армата"?
- Он уже в серийном производстве. Мы будем останавливать проекты, которые находятся в стадиях разработки и испытаний, которые только начинаются.
- Как Ростех будет реагировать на сокращение оборонных заказов?
- Мы понимаем, что государственные оборонные заказы не вечны. Наша программа по перевооружению рассчитана на период до 2020 года. Она закончится, и прежних объемов заказов больше не будет. Армия, конечно, будет заменять старое вооружение и закупать новое, но не в таком количестве. Поэтому мы поставили задачу перед руководителями подразделений довести к 2025 году долю гражданской продукции до 50%.
- Осложняет ли эту задачу экономическая ситуация?
- Да, задача, разумеется, непростая, но она выполняется. Сейчас у нас уже 28% гражданских продуктов, а раньше у нас их совсем не было - только военные. Наши предприятия производят медицинское оборудование - и очень хорошее. Скажем, компания "Швабе" выпускает инкубаторы для неонатальных центров.
Источник: Ростех, 14 марта 2016 года.